IV международный фестиваль "aniGma"

Новосибирск - это третий город в России по населению, по своим широко раскинутым, но не всегда ухоженными пространствам, по числу ученых  в когда-то знаменитом Академ. городке, много еще по чему: по развитию Интернета, к примеру. Поэтому не случайно, что именно здесь возникла идея проведения фестиваля искусств "aniGma", в основе которого лежит использование современных цифровых технологий. Первый фестиваль прошел в 2003 году, но материалы для него собирались в течение нескольких предыдущих лет. К слову сказать, здесь мы даже опередили обе столицы: первая подобная выставка в Москве "Art Digital" состоялась тоже в 2003 году, но довольно большую ее часть составили работы "наших" художников: австралийца Стива Данцига, бельгийки Вирле Румс, итальянца Алессандро Бавари, канадцев Пьера Далпе и Паскаля Йелля. В культурной столице - Петербурге подобных выставок пока не наблюдается.

     По мере становления "aniGmы", определился ее формат: выставка 2D принтов разнообразного контента и широкого спектра привлекаемых для их создания приемов и методов, выставка цифровой фотографии, стационарные видео-инсталляции, показ коллекции видео-арта и анимационных роликов. Если еще 10, да что там - 5 лет назад, многие художники относились к этим технологиям с недоверием или опаской, то сегодня их стремительное развитие стало настолько заметным и очевидным, что отказ о
них сравним с позицией страуса, зарывающего свою голову в песок. Тем не менее, для многих художников до сих пор становится непреодолимым барьер - принять или не принять новые возможности, для полноценного освоения которых нужно еще напрячься и изучить методологию и всю технологическую цепочку, либо привлечь квалифицированного эксперта. Здесь также до сих пор очевидно отставание школы: шустрые студенты зачастую быстро опережают своих наставников по технической части, но им явно не хватает общей образованности и жизненного опыта, чтобы сделать что-то  серьезное'. Так что дальше достаточно тривиального экстремизма они, к сожалению, зачастую не продвигаются. Может быть и потому, что наставники сами довольно слабо представляют - что сегодня происходит в современном искусстве, либо, обладая таким знанием, еще находятся в некотором замешательстве - как к этому всему относиться..? Мне кажется, что такой фестиваль, как "aniGma" может в какой-то степени восполнить возникший пробел, знакомя жителей города с разным по содержанию и способам воспроизведения современным цифровым искусством.

     Стало хорошей традицией представлять на фестивале "мэтров" или "пионеров", несколько десятилетий назад начавших применять новые технологии в своем творчестве. Один из таких "зачинателей" цифрового искусства - Юичиро Кавагути (Youichiro Kawaguchi), профессор Токийского университета, известный японский художник - компьютерный график, неоднократно отмеченный призами на самых крупных культурных форумах в Японии, США, Франции, Китае и Новой Зеландии. В 1995 году он представлял Японию на Венецианской Биеннале. В Токийском университете, где Кавагути работает вместе со своими коллегами и студентами над созданием новой "эстетики жизни". Придуманные образы строятся по законам биоматематики на основе детального изучения разнообразных биологических форм и их эволюционных изменений в истории Земли. Юичиро Кавагути не только создает самостоятельные 2-х и 3-мерные изображения ("Клеточный метрополис", "Морфогенезис", "Происхождение", "Мутация" и т.д.), но также участвует в театральных постановках в Японии, Новой Зеландии, Париже, Шанхае, Пекине, создавая визуальную среду, реагирующую на движения танцоров. Виртуальные образы, руки, пластика, таинство танца в таких проектах неразрывно соединены той же прагматичной "цифрой".  Зачастую демонстрируемые им возможности передовых технологий настолько впечатляют, что невольно возникает ощущение, что порой он даже забегает вперед этих технологий. Он  мечтает, например, о запуске в космическое пространство своих произведений, где бы они, получив начальный импульс, продолжали жить и развиваться самостоятельно. Возможно, когда-нибудь эта его идея осуществится. Во всяком случае, ему уже приходилось бывать в Хьюстоне и работать там с американскими космонавтами

     К "пионерам" относится и Сью Голлифер из Великобритании - наш давний друг и партнер. Впервые она приехала в Новосибирск почти 10 лет назад с проектом "ArCade-II". За прошедшие годы возможности "цифр" шагнули далеко вперед. Стремительно развиваются цифровая фотография и печатные технологии, подогреваемые и промышленно-техническим бумом в этой области: появилось огромное количество новой техники, а вместе с ней и новых разработок специальных красок, бумаги, холстов. На фестивале этого года она представляет новый проект GAMUT-II. 

     Творчество новосибирских авторов представлено работами Владимира Мартынова: проект "Affirmation"/"Подтверждение", звуковое сопровождение Дмитрия Мазурова; Светланы Бакушиной и Евгения Юсов

     Раздел цифровой фотографии составят работы и слайд шоу четырех японских фотографов "New Digital Age 3" - это уже третья версия проекта, стартовавшего в 2002 году. В нем принимают участие молодые фотографы - выпускники Университетских курсов профессора Норио Кобояси и Дзюн Сато, Каждый из них представляет собой фотографический калейдоскоп на определенную тему. Так что посетители выставки смогут "посетить" японские достопримечательности, "побродить" по пустынным улицам мегаполисов,  даже "окунуться" в бассейн. Все фотографические сессии - это плод каждодневного труда (таков метод "погружения" г-на Кобояси), когда камера становится как бы продолжением руки и, одновременно, механическим "глазом", фиксирующем все самое интересное, встречаемое на пути фотографа. Предполагалось, что проект будет "прирастать" авторами из других стран, однако, пока этого не произошло и уже пять лет он чисто японский. Все желающие принят
участие в этом "долгоиграющем марафоне" могут обращаться к куратору А. Мартынову по Email: martynov_andrey@hotmail.com  

     Два больших блока видео-материалов предоставлены партнерами фестиваля "aniGma" - институто
Montevideo, Amsterdam и коллегами из Берлина - Transmediale. Подборка видео-материалов Single channels works installations 2005-II, 2006-I Нидерландский Институт искусств, Монтевидео (Montevideo), Амстердам. Целями данного института являются: анализ всего происходящего в видео-искусстве, оказание всесторонней помощи в его широком развитии, применении и распространении; стимулирование использования новых технологий в визуальных искусствах. Институт поддерживает разные формы медийных искусств по трем ключевым позициям: презентации, научно-исследовательская деятельность и сохранение (произведений искусства), и имеет  возможность оказывать существенную помощь художникам и художественным учреждениям. Кроме того, институт осуществляет образовательные программы
Подборка видео-роликов Transmediale06 (DVD) Transmediale, Берлин - это платформа для художественной деятельности и критического отражения роли цифровых технологий в сегодняшнем обществе. Ежегодный фестиваль Transmediale является форумом для общения между художниками, которые работают с этим видом информации, и широким спектром экспертов, создающих благоприятные условия для презентации новых больших проектов цифровой культуры. Основу фестиваля составляют ежегодные конференции на ретроспективные фестивальные темы, двухгодичные тематические выставки (биеннале), открытый конкурс с вручением наград, а также ассоциативные клубные встречи, фокусирующие свое внимание на электронной музыке и ее использованию в визуальном искусстве.

     Открытие IV международного фестиваля "aniGma": использование цифровых технологий в искусстве состоится в Новосибирском государственном художественном музее 10 мая в 17 часов. Выставка будет работать в течение месяца.

Куратор фестиваля "aniGma" Андрей Мартынов

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30

На главную страницу галереи