|
|
Выставка Леонида Падруля «Тень Иерусалима»
В Израиле произошел настоящий расцвет деятельности Падруля. Он руководит отделом фотографии самого крупного археологического Музея страны в Рамат-Авиве, работает над дизайном экспозиционных каталогов, сотрудничает с журналом National Geographic. В последнее время он выступает и в роли педагога, проводя свои мастер-классы в естественных архитектурных декорациях древних городов – Яффо, Акко, Кейсарии, Иерусалима и Иудейской пустыни. Ежегодно участвует в художественных выставках. Фотохудожник EFIAP Международной Федерации фотоискусства при UNESCO. Избранные выставки: Тень Иерусалима Израиль, страна с древней библейской историей, открыла для Падруля новые возможности творчества, сделало его более глубоким и зрелым. По-настоящему важным событием для мастера стало его участие как фотографа в археологических проектах изучения Кумранских пещер, организованных журналом National Geographic в 2002 г. Там, в 1947 г. были найдены самые древние свитки Библии. Именно тогда, по словам фотографа, он по-настоящему увлекся интереснейшим, но и сложнейшим объектом для художественной фотосъемки, районом Мертвого моря. В результате многочисленных уже самостоятельных путешествий Падруля появились десятки сотен высококлассных фотографий, выполненных без компьютерной обработки. Любовь Падруля к «горной» теме получила в Израиле дальнейшее развитие, и трансформировалось с годами скорее в «горнюю» тему (церк.-книжн. и поэтическое понятие находящегося в вышине, нравственно-возвышенного), получившую в его работах философское измерение. Через чередование и сопоставление фотографий Иерусалима и окрестностей Мертвого моря Падруль в метафорической и аллегорической форме выражает оппозицию возвышенного/низменного, света/тени… Иерусалим по Библии всегда ассоциировался со светом. В книге пророка Исайи читаем: «И придут народы к свету твоему, и цари – к восходящему над тобой сиянию» (Ис. LX, 3). С мифологемой небесного Иерусалима связаны мотивы явления мессии, восстановления Соломонова храма, расчистки Золотых ворот. В Израиле говорят: «Подняться в Иерусалим», что подразумевает его расположение в горах, но и восхождение как духовную категорию.. Напротив, Мертвое море, которое в древности называли Содомским, Асфальтовым и морем Лота, расположено в глубокой впадине ок. 400 м. ниже уровня моря, самое низкое место на Земле. Его окружают обожженные солнцем Иудейские горы. Этот район связан с именами легендарного царя Давида и Ирода Великого, Клеопатры и Марка Антония. Исторически, на его берегах находились Содом и Гоморра — едва ли не самые знаменитые библейские города, ставшие универсальным символом порочности, нравственного падения и божественного возмездия. В каббалистических писаниях район Мертвого моря называли «Тенью Иерусалима». Монументальные величественные пейзажные снимки Падруля с горными безлюдными холмами, некогда бывшими Содомом и Гоморрой, Иерихоном, с остатками крепости Масада, связанной с героическими днями восставших Маккавеев и полуразрушенными дворцами Ирода Великого, с труднодоступной Кумранской пещерой, излучают скрытую внутреннюю энергию, будоражат воображение и аппелируют к исторической памяти. Район Мертвого моря это и место, привлекающее уже много веков и христианских паломников. Здесь протекает река Иордан, находится гора Искушения, на которой по преданию сорок дней молился Иисус, искушаемый сатаною. По признанию Падруля, район Мертвого моря стал для него откровением и увлек не только легендарной историей, но и сложными техническими и художественными задачами. Прежде всего, это было новое для него освещение. Слепящее солнце, резкие контрасты света создают быстро меняющиеся эффекты сложных ярких или контрастных чёрно-белых цветов и мягких рассеянных пастельных оттенков. На некоторых фотографиях доминируют свет и пространство; на других – материальное первобытное начало камней, скал и гор, тяжелого песка и нерукотворные причудливые ажурные узоры соляных кристалов Мертвого моря. В символическом смысле, осуществление сложнейшего проекта «Пейзажи Мертвого моря» стало еще одной вершиной, покорившейся мастерству Леонида Падруля. Куратор выставки Леся Войскун Комментарии: Иерихон — древний город в Израиле, к северо-западу от Мёртвого моря (ныне Тель-ас-Султан). Поселение на месте библейского Иерихона возникло в 8-м тыс. до н.э. и является древнейшим из известных до сих пор центров возникновения цивилизации. В 3-м тыс. Иерихон был процветающим городом. Около 2000 г. город был разрушен кочевниками, вторгшимися в Ханаан. Затем неоднократно восстанавливался и вновь разрушался. В Библии повествуется о взятии Иерихона израильтянами: его стены рухнули от звуков труб (иерихонские трубы) и криков завоевателей, всё население было уничтожено (за исключением семьи блудницы Рахавы, спасшей еврейских лазутчиков). При раскопках не были обнаружены стены библейского повествования. В 587 г. до н.э. город был разрушен вавилонянами, во время Иудейской войны (66—70 гг. н.э.) — римлянами. |