Фестиваль переходного периода

В Москве в центре современного искусства М"АРС прошел 11 Международный фестиваль профессиональной фотографии МАСТЕР 2007.

Фестиваль МАСТЕР проводит Гильдия рекламных фотографов (ГРФ). ГРФ создана в 1996 году, объединяет, как сказано на сайте, «ведущих мастеров рекламной и коммерческой фотографии Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Минска и других регионов» и входит в Федерацию Европейских Фотографов (FEP). Мероприятие проходит в Москве ежегодно и состоит из конкурса работ участников гильдии и специально приглашенных фотографов (несколько основных номинаций и специальные призы спонсоров) и выставки «конкурсных» произведений. Отбор практически не производится- предварительного этапа оценки нет, на стены вывешиваются все представленные для оценки жюри работы членов гильдии, отсев происходит в основном среди тех, кто в ГРФ не входит. Также в экспозиции присутствуют произведения зарубежных рекламных фотографов- чаще всего гильдия попросту приглашает принять участие в конкурсе тех авторов, которые кажутся достойными. Жюри отсматривает работы «вслепую» еще до открытия фестиваля, потом под работами появляются таблички с именами авторов- для посетителей. В дни фестиваля также работает ряд мастер-классов и семинаров, платных и бесплатных; темы этого года- от свадебной фотографии до правового обеспечения деятельности фотографа. Слушатели- по большей части молодые фотографы, преподают в основном члены ГРФ
Странная невнятность работ и неясный статус мероприятия- вот, пожалуй, то главное ощущение, которое оставил фестиваль этого года. Начать хотя бы с того, что в этом году слово «рекламная» впервые исчезло из его названия: если в 2005 это был «фестиваль рекламной фотографии», в прошлом- «рекламной и коммерческой», то в этом- это уже просто «профессиональная фотография». Как водится, непонятное название вполне точно отражает разброд и шатание в головах организаторов. Ответа на вопрос о том, что они хотели сказать таким переименованием и что вообще такое «профессиональная фотография» (а вся остальная, созданная не членами гильдии, выходит, непрофессиональная?), не получаешь и тогда, когда заходишь на выставку на втором этаже Центра.
Судя по экспозиции, «профессиональная фотография» представляет собой нечто вроде смеси (но не адской и даже не зажигательной): немного вполне мастерски исполненной рекламы кастрюль, плазменных телевизоров и автомобилей (продукт подается с детской непосредственностью, что называется, «в лоб»- но зато очень все красиво и высокотехнологично), по чуть-чуть ню и портретов и много-много пейзажей разных видов. С пейзажами на выставке вообще явный перебор, причем все сплошь клише на клише: сплошные бескрайние заснеженные поля и плакучие ивы с вековыми елями, глади озер с лодочками, яркие закаты и розовые восходы, разбавленные представителями местной фауны. Понятно, что часть из них сделана для корпоративных календарей- но всему же есть предел, давайте еще выставим снимки для туристических открыток второсортных издательств! Плюс есть еще пара серий западных участников- их, кстати, сразу же выделяешь, не читая подписей, потому что клишированности в них как-то поменьше, а знания тенденций современной фотографии (не только и не столько рекламной) и игры со зрителем- значительно больше. Ощущение полнейшей каши из жанров (такова развеска), технологий (фотошоп- не фотошоп?) и задач (то ли «чисто» творческих, то ли полностью коммерческих) усугубляется отсутствием под фотографиями внятных подписей: ни тебе обозначений рекламных кампаний, ни названий проектов (их узнаешь только на вручении наград). Иногда вдруг порывом возникает чувство- ты по какой-то странной случайности попала на мероприятие с малюсеньким бюджетом, показывающее работы членов фотоклуба небольшого города: у ребят просто нет возможности познакомиться с ведущими тенденциями в области мировой фотографии и выставочной деятельности, не на что покупать альбомы и ездить за рубеж. Действительно смешно становится, когда вспоминаешь, что имеешь дело с наиболее высокооплачиваемыми мастерами отечественного фотографического сообщества, в своей повседневной работе превыше всего ценящими профессионализм: внятность и четкость подачи планов, идей, портфолио является важнейшей частью рекламного бизнеса. Короче говоря, полное ощущение, что попала на выставку «в каждом рисунке-солнце»
Ясность вносит президент гильдии Вадим Быдзан. Да, действительно (говорит он) в этом году у фестиваля несколько сменился формат. Если раньше, в его начале, во второй половине девяностых, здесь показывали только рекламную фотографию с целью продвижения конкретных авторов, то теперь такая задача не стоит- вроде бы все имена лучших на слуху, заказов у них от участия в выставке намного больше не станет. Так что, получается, цель смотра- ну просто членам гильдии хочется показать, что помимо рекламы они умеют снимать и «что-то еще», работать творчески, что называется, с огоньком. В дальнейших планах- расширение числа участников за счет нечленов гильдии, а также укрупнения географии (питерцы, украинские коллеги), увеличение выставочной площади и решение организационных вопросов (полностью интервью с Вадимом Быдзаном читайте в отдельном материале).
Все эти задачи и амбиции президента и членов ГРФ вполне понятны и по-человечески объяснимы. Действительно, лучшим рекламным фотографам в своем основном виде деятельности редко приходится иметь дело с решением по-настоящему творческих задач- чаще речь идет все-таки о знании и грамотном соблюдении технологии. Просто так устроен процесс: надо учитывать не только пресловутые законы воздействия рекламного сообщения на зрителя-читателя (их никто не отменял), но и слишком большое количество планирующих и утверждающих снимок инстанций. Это, конечно, обидно- и наверное, постоянно возникает желание продемонстрировать, что ты огого, ты вполне способен снимать качественные и, так сказать, креативные вещи. Но вот именно в тот момент, когда думаешь об особенностях не просто рекламной фотографии в целом, но отечественной рекламной фотографии, возникают сомнения в целесообразности подобного размывания жанровых границ конкурса, превращения его в эдакий междусобойчик рекламных фотографов- да и, честно говоря, дальнейшего существования такого рода фестиваля вообще.
О том, что отечественная реклама устроена несколько странным образом, по-моему, не высказывается только ленивый. И дело, конечно, не только в фотографии. Я писала об этом, к примеру, в статье двухлетней давности на сайте полит.ру- только тогда речь шла о чуть более крупном мероприятии, Московском международном фестивале рекламы (ММФР) http://www.polit.ru/culture/2005/11/25/reklfest.html .С тех пор не изменилось практически ничего: отечественная реклама все так же является тусклым, слегка приспособленным к отечественной «целевой аудитории» слепком с западных аналогов. Это там, в Лондоне-Нью-Йорке-Токио креативщики придумывают схемы и даже иногда идут на смелые ходы (хотя тоже- все реже и реже). Здесь же, в родных палестинах главное, как иногда кажется- это полностью «соответствовать». Причем соответствовать не просто технологии или законам рекламы- а как следует перестраховаться, сделать «под козырек» перед разного рода утверждающими инстанциями, отечественными и импортными. С другой стороны, приходится слышать, что такая, мол, у нас неразвитая в креативно-идейном плане аудитория: как писал Джером К.Джером, «сити и не такое сожрет» или, говоря проще и грубее, «пипл хавает». Нам говорят о социологических подсчетах, фокус-группах, точных цифрах. Отчасти это, конечно, правда. Но знаете, у меня лично закрадываются определенные сомнения. Я своими глазами пару раз наблюдала способы, которыми рекламное агентство пыталось убедить клиентов, что тот или иной способ подачи материала является лучшим; меня даже, с учетом моей университетской исследовательской деятельности, просили придумать такие «точные» методы с опорой на науку, которыми не уверенные в действенности своих маректинговых стратегий создатели рекламы могли бы убедить заказчиков в том, что те имеют дело действительно с «методом». И теперь поэтому я не уверена, что любые декларируемые «правила» действительно действенны в деле завоевания той или иной «целевой аудитории»- просто маркетинговым отделам так удобнее «втюхивать» идеи клиентам, а «креативщикам», как говорится, совсем не надо «париться». Но дело, конечно, не только и не столько в каждом конкретном рекламном фотографе- о, многие из них высказывают недовольство подобной ситуацией, с тоской предаются ностальгическим воспоминаниям о том блаженной памяти времени «до дефолта», когда всем не заправляли транснациональные корпорации. Дело в общей ситуации на рынке «креативных услуг»- возьмем ли мы рекламные билборды или глянцевую журналистику. Отсутствие смелости, ощущение болота и страха «сделать что-то не так» даже в тех случаях, когда есть хотя бы малейшее пространство для творчества- вот бич отечественной творческой элиты сегодня.
О причинах подобной творческой трусости сейчас также не рассуждает только ленивый. В интервью, которые я брала за последние пару лет у фотографов, арт-директоров крупных рекламных агентств и частных компаний по продаже того или иного товара, главных редакторов глянцевых журналов, и в особенно при личном общении с ними же, я слышала самые разные объяснения- от страха выпасть из финансового потока и рассуждений о неразвитости рекламного рынка до мнений об общей политической ситуации, провоцирующей творческий застой. Кстати, что касается соображения финансов, то вот, пожалуйста, выставка фестиваля МАСТЕР все их опровергает: некоторые люди принесли показать работы, сделанные не столько «для денег», но и «для себя»- но творческой смелости как не было, так и нет. Вообще, фестиваль действительно попал в какую-то странную, болотистую местность: если оценивать его по меркам рекламной фотографии, то он уже выпал из этого поля, если же предъявлять к нему оценочные критерии выставок и конкурсов творческой или арт-фотографии, то до них он также не дотягивает.
Я даже как-то опасаюсь давать волю своей иронии фотографического критика- получится форменное издевательство, а мероприятие все-таки не так уж и ужасно, у него есть потенциал развития. Конкретный пример с теми же подписями под снимками: организаторы «специально» теперь не указывают под фотографиями название рекламных кампаний, чтобы выйти за пределы «чистой рекламы». Но ведь на выставках творческой фотографии принято проявлять какое-то минимальное уважение к зрителю, хотя бы указывая авторское название проекта. Там принято также указывать в подписях основные технологические моменты создания снимка. О результатах конкурса, на мой взгляд, подробно писать вообще смысла нет: от сведений о том, что Владимир Архипов выиграл в номинации «Ню», а в номинации «Натюрморт» главный приз решили не присуждать, никому не будет ни холодно, ни жарко. В целом, понятно, что руководство фестиваля пытается нащупать какие-то иные формы его проведения- правда, создается ощущение, что здесь изобретается велосипед. Но в том-то и дело, что велосипед уже изобретен: как показывать творческую фотографию, где что подписывать, как развешивать, как проводить конкурс, давно известно. Если ты пытаешься играть на чужом поле, то хотя бы уясни себе его основные профессиональные законы- иначе получается любительство: и в исполнении работ, и в том, как выглядит сама выставка
Некоторые из сильнейших членов сообщества- Влад Локтев, Владимир Фридкес, Михаил Королев- вообще не приняли участия в конкурсе этого года. Руководство фестиваля объясняет это чисто организационными накладками и помехами- никакой идеологии. Организаторы также с некоторой обидой говорили мне о том, что некоторые из известных фотографов предпочитают участие в проектах Московского дома фотографии, а не в МАСТЕР’е. А вы знаете, с учетом вышесказанного, я их вполне понимаю: профессионалу, тем более профессионалу от рекламы, гораздо интереснее быть частью уже готовой технологии, чем участвовать в откровенном любительстве. Но ведь есть еще и третий путь- использовать свой профессионализм и яркое творческое начало (а сейчас многие наиболее креативные кадры действительно работают в рекламе) для активного переопределения «правил», по которым функционирует то или иное сообщество. Иначе получается странная ситуация: все болтают о том, что та или иная сфера у нас «до сих пор недоразвита»- но никто не хочет использовать свой потенциал, опыт, идеи для ее развития, И главное- все потихоньку спихивают ответственность друг на друга. Как будто мы имеем дело с затхлым и тоскливым браком, который давно уже пора расторгнуть, да все ноги до ЗАГСа не доходят, а не с наиболее творческими сферами человеческой деятельности.
Знаете, разделение работы на «для души» и «для денег» вообще никогда не казалось мне столь уж плодотворным (и лучшие из лучших так никогда и не делают)- а представление о том, что «кто-то» (отечественная аудитория? западные заказчики? лично Путин? а может быть, вообще Александр Сергеевич Пушкин?) виноват в нашей собственной творческой трусости, уж тем более не выдерживает никакой критики. Вот с фестивалем, в отличие от заказных рекламных кампаний, создалась отличная ситуация проверки: на данный момент нет никаких правил, полная свобода развития, конкуренция тоже не бьет рублем, а определять дальнейшие его стратегии- самому сообществу. И что? А ничего. А ведь если те же Быдзан, Фридкес, Локтев, Королев, Ефремов, Морозов, Афанасьев и другие прекратят ссылаться на вечную занятость и на «правила», поставят своей целью использовать фестиваль и гильдию как локомотив для разработки новых стратегий, как рычаг для постепенных и медленных перемен в области рекламной и коммерческой фотографии, как своеобразное посольство в другие области и как миссию в своей- я думаю, дело пойдет. Из МАСТЕР’а действительно можно сделать событие года- яркое, блестящее, запоминающееся, прекрасно оформленное, с четкими целями и задачами, с привлечением к его освещению ведущих журналистов. Только для этого необходимо видеть и осознавать себя именно как целостное сообщество- причем внутри более обширного профессионального фотографического мира и креативной среды, ставить себе высочайшую планку качества и профессионализма- а не пассивно наблюдать, как старое отживает свое. Сохранять статус кво, возможно, выгоднее в краткосрочном плане (что называется, «срубить бабла» так во многом проще)- но ведь лучшие из лучших явно собираются работать на этом поле годами и даже десятилетиями. Профессионализм- как и гражданское общество- всегда начинается с личной ответственности. А там, глядишь, подтянутся и пресловутые «заказчики» с «аудиторией».

Виктория Мусвик


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30

На главную страницу галереи