Воспоминания о «Серебряной камере»

Под дулом объектива
Воспоминания  о «Серебряной камере»

«Серебряная камера» - конкурс на лучший фоторепортаж о Москве, был учрежден Московским домом фотографии в 2000 году с целью архивации новейшей истории города. С этой задачей «Камера» все семь лет существования справляется вполне успешно. Ежегодная, документальная (все больше), художественная (все меньше),  подробная летопись городских событий и настроений, затронувших людей с фотоаппаратом. Первые несколько лет «Серебряной камере» удавалось быть хорошо настроенным камертоном души города – и душа эта заслуживала пристального взгляда, всматривания. Каждый находил узнаваемое лицо Москвы.
Казалось бы, общего настроения у фотографий, попавших на конкурс, быть не может. У каждого автора свой тщательно прочувствованный маленький мир, который, выполняя роль частицы паззла, выполняет роль нелишней спицы в колеснице. Так и было все первые годы существования конкурса. В 2002 году такими «спицами» были  Александр Абаза, серия «Графика» («Архитектура»), Владимир Мишуков, серии «Любовные проявления» и «В ритме Европы» («События и повседневная жизнь»), Павел Кассин («Лица»), Сергей Леонтьев (спецприз МДФ за серию «Башня»), Юрий Феклистов (спецприз благотворительного фонда в поддержку свободы слова).
Регламент не запрещает участвовать в конкурсе повторно, однако в наши дни профессионалы в «Серебряной камере» участвуют меньше, поле для сатисфакций расширилось, хотя размер премии и в этом году хороший – 135 тысяч рублей каждому победителю (в первые годы премии учреждались в долларах). Илья Кейтельгиссер, призер 2001-го года, в 2002-м приносил в номинацию «Архитектура» серию этюдов о москвичах в интерьерах города. Тридцать лет отдавший хирургии Кейтельгиссер взрезает примелькавшееся будничное пространство острым скальпелем не только жадно и остро чувствующего человека, но и проницательного и чуткого врача. Его улицы дышат свежестью и весной в любую погоду, а люди на этих улицах спешат в какие-то очень желанные для них пункты назначения.  Помимо закрепления нового для себя звания мастера проникновенного этюда Кейтельгиссер приобрел статус певца Москвы начала нулевых, присвоенного ему после съемок для книги «Москва. Реконструкция в фотографиях»: в его работах  самая средняя архитектура выглядела чрезвычайно эффектно
В 2007 году номинация «архитектура» самая невыразительная. Парадная съемка высоток, главок, Кремля, сносы и свалки сняты холодно, в каком-то общем автоматическом режиме, словно вообще не думая о том, что в кадре. Нарезали 5-7 работ – подали на участие, забыли. Поинтересоваться именем автора, допытаться узнать его во что бы то ни стало – об этом не может идти речи, серии трудно досмотреть до конца – так они однообразны в своей механической фиксации. Для «Серебряной камеры»-2007 нужен был не запрос узнавания города, а взгляд искусствоведа, способного сделать правильный вывод из сотен раскадровок телекартинки, давящей на мозг выхолощенностью и пустотой. Надеюсь прийти к нему в конце текста. 
Теплый нуар, ленивые черно-белые сумерки Людмилы Зинченко делали  Москву-2002  непошло эстетским и вечно влюбленным городом. В 2007 Людмила (анонимно, как все, и не на правах участника экспонированная) снимает отреставрированный заповедник Царицыно – и с взглядом ее тоже происходит удивительная, незаметная, что ли, самому фотографу специфическая реставрация – в сторону аккуратного внутреннего зрения, безликого и гигиеничного («Какой старый, неотремонтированный город!» - всплескивает в анекдоте руками Елена Батурина, приезжая в Венецию).
Старый и новый монументальный стиль в парадно-глянцевой  съемке Абазы (МГУ на Воробьевых горах, Лукойл на Чистых прудах, здание РАН на Ленинском, жилой комплекс «Алые паруса») под дулом пристального объектива обретал человеческие черты и отталкивающий пафос уходил. Абаза искал лучший ракурс для  впечатавшихся в пространство стальных решеток и профессионально забавлялся светотенью. Душа у Абазы в те годы была именно в железках, на которые наш взгляд натыкается ежедневно, и оттого железки эти насыщены нашими взглядами сверх всякой меры.
Железками наши взгляды насыщены с тех пор еще больше, только человек с фотоаппаратом уже почти ничего не чувствует, соприкасаясь с ними фотовзглядом. И в кадре оказывается не хитро оторванная арматурина разрушаемой гостиницы «Россия», а досадная клякса.
В серии «Повседневная жизнь» в начале нулевых участвовали  люди, способные уловить в пространстве  позитивные вечные вибрации семейной любви и  мощно их передать. Пишу об этом не с целю поплакать – о-о, дескать!, - а чтобы понимать, что прошло четыре года, пять лет с тех пор, - а таких фотографий почти совсем нет. Разве что «Летний дождь»  (фото есть на www.silvercam.ru или www.mdf.ru) ухватывает беспричинное мокрое счастье застигнутых врасплох – несмотря на то, что дождь бывает везде, в таких реакциях, в декорациях Красной площади возможное только в Москве
А в 2002-м на серии «Выходной» Елены и Веры Самородовых отдыхал глаз любителей свободных линий конструктивизма. Простой неспешный завтрак молодой семьи,   море спокойствия за полуденным окном, ясная геометрия линий и предметов на причале, улыбающиеся прохожие в орнаменте теплого сентября, шарж арбатского художника. Почему же теперь фотозатвор «вскрывает» человека с налета, как тупой консервный нож
На выходе из выставочных залов МДФ пять лет назад останавливал  веселый бездельник в клетчатом рединготе. Моногалерея «Пальто» в лице Александра Петрелли распахивала  полы клетчатого редингота и вам открывался дивный вид. На подкладочной ткани гнездились смешные черно-белые фотографии с прыгающими по аллеям парка старичками в шортах, у которых в глазах – вечное лето. Сегодня на выходе из «Манежа» вас провожают милиционеры, у которых за пазухой – табельное оружие
Конечно, произошло это не от полнокровной творческой жизни. Уже в 2003-м главным результатом конкурса «Серебряная камера» стало практически полное отсутствие новых имен и среди участников, и среди лауреатов. Каждый транслировал миру свой собственный, заранее известный, к тому же сглаженный кураторами стиль. Гран-при в номинации «Архитектура» тогда получил Владимир Мишуков, заслуженный пикториалист Анатолий Ерин и любитель иронического соцарта Семен Файбисович унесли домой дипломы лауреатов, в номинации «События и повседневная жизнь» победила Людмила Зинченко, в тот год не напоказ разобравшаяся со светотенью и увидевшая людей глубинки, людей улицы  не со слезами на глазах, а по-настоящему роскошно. Валерий Стигнеев  и лучший пикториалист современности Георгий Колосов с серией «Воистину воскресе!» получили дипломы
Гран-при в номинации «Лица» 2003 года досталось Владимиру Сумовскому. Сумовский снимал мэтров советской фотографии – ровно в том месте и  в том ракурсе, как их застала фотокамера лет 50 назад. С современных отпечатков, сделанных со старых негативов, смотрят ослепительно молодые и красивые, на ветру, в наглаженных костюмах, с камерой на шее, захлестываемые священной энергией заблуждения. На сегодняшних снимках тоже они  – и на каждом лице уже целая жизнь. Алексей Гостев, Александр Становов, Анатолий Морозов, Михаил Грачев, Георгий Колосов, Николай Рахманов, Виктор Руйкович, Марк Марков-Гринберг, Александр Гринберг, Михаил Савин… Не серия, а историко-философский документ. Важный еще и потому, что фотографов редко кто знает в лицо.
В номинации «Лица»-2007  самыми важными для меня стали портреты Маши и Рады – сестер милосердия. Нежные, светящиеся, защищенные и защищающие лица встревожены, кажется, только дрожанием света от свечи.  Именно эти фотографии выиграли приз зрительских симпатий – то есть их больше всего переснимали, на их фоне больше всего фотографировались. В наше сумасшедшинковое время сняться на фоне так наглядно верующего – почти как в церковь сходить. Выбрать для себя вот такие фотообои – обнародовать свою «текущую жизненную позицию». Сегодня и так еще говорят – «а это моя текущая жена».
Поток фотографий, приходящий на «Серебряную камеру», с каждым годом увеличивается, и в следующем году будет еще больше. Любой желающий сможет отправить их на сайт www.silvercam.ru, где они будут обязательно выложены, и победитель будет выбран по итогам интернет-голосования. Увеличение потока на рост числа неожиданных и по-настоящему свежих работ новичков с годами не влияет. Не вина «Серебряной камеры», что наш взгляд на город становится серым и уставшим. Невнимательным.
Многие из участников скоро поймут, что быть фотографом ничуть не легче, чем бизнесменом и политиком. Выбирая жизненный путь, стоит учесть, что  халявы не будет. И политически верный, спокойный, лояльный фотовзгляд, ставший доминантным на «Серебряной камере»-2007, является, конечно, высоколиквидным, но одноразовым товаром, которому не поможет войти в историю даже статус документа.

Екатерина Васенина

 


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30

На главную страницу галереи