VII Международный месяц фотографии в Москве "Фотобиеннале-2008”. Часть 4
Директор Московского Дома Фотографии Ольга Свиблова о Фотобиеннале 2008
Программа Фотобиеннале – 2008 сформирована вокруг трех тем: «Свет и цвет», «Изумление, или to be surprise» , «Магнум - 60 лет!».
«Свет и цвет» - имеют прямое отношение к природе фотографии и её эволюции. В момент возникновения фотографии в 19 веке в русском языке синонимом слова «фотография» была «светопись», цвет появляется позже и сначала это была раскраска или подкраска разными материалами уже существовавших черно-белых отпечатков.
В начале 20 века, благодаря братьям Люмьер, изобретателям кинематографа, появляются первая массовая индустрия производства цветной фотографии - автохромы. Кстати, Люмьеры и сами были страстными фотографами. Выставка их собственных фотографий закономерно войдет в программу «Фотобиеннале – 2008» открыв нам не только технику автохромов, но и замечательный образ Франции эпохи Пруста.
Современная фотографическая реальность такова, что съемка на цифровые камеры все более и более вытесняет классическую фотографию, снятую на черно-белую пленку и отпечатанную вручную самим автором. Тем не менее, эта классическая техника и поныне дает удивительные результаты в руках настоящих художников. Её исчезновение, с точки зрения потерь для искусства фотографии, может привести к ещё более трагическим результатам, чем исчезновение редких животных или растений. Выставки Марио Джакомелли, Эдуарда Буба, Ги Ле Керрека, Ральфа Гибсона, Франциска Гонсалеса, Фернанда Лемуша, Богдана Конопки, Сергея Берменьева, Игоря Аскарова, Екатерины Голицыной, Андрей Гордасевича и др. – наглядное свидетельство неисчерпаемых возможностей светописи и её бесконечных реинкарнаций.
Эволюцию цвета в российской фотографии с 1860 гг. можно будет проследить на выставке с романтическим названием «Первоцвет». От первых «крашенок» до уникальных работ Дмитрия Бальтерманца, Якова Халипа, Роберта Диамента, Всеволода Тарасевича, Ивана Шагина и др. Это не только эволюция цвета и история российской фотографии, но и история России в фотографиях, где цвет выражал время, настрой и настроение эпохи. Сюрпризом станут ранее никогда не экспонировавшиеся опыты Александра Родченко с раскраской фотографии. Первый из них датируется концом двадцатых, а в тридцать пятом году его работа «Стадион» демонстрирует прямую раскраску фотографии, структурно подобную его конструктивистским монтажам. Диапазон первоцвета - от наивной раскраски семейных портретов к экспериментам Александра Родченко или ироническому возврату к цветным «люриксам» у Бориса Михайлова; от автохромов Прокудина-Горского, кстати, ученика Менделеева и братьев Люмьер, до тончайших опытов с цветом у Штеренберга или Бальтерманца.
Современное искусство, обращаясь к фотографии, работает с цветом концептуально. Наталья Павловская, одна из самых молодых участников Фотобиеннале, в своем проекте «Высокая печать» снимает старую типографию в модальности «поисков утраченного времени». Соответственно, и цвет её ближе к Диаменту , Шагину и Бальтерманцу, авторам из «Первоцвета», и в то же время этот цвет приходит «из сегодня» не скрывая своей цифровой природы и современной энергетики взгляда. Нежный и изобретательный проект художников из Краснодара Виктора и Елены Хмель «Золотая осень» симулятивно использует тона русской реалистической пейзажной школы конца IX - начала XX века. В заброшенном поселке под Краснодаром, где когда-то добывалась нефть, а теперь остались только ржавые нефтяные вышки и покинутые дома, они устроили тотальную инсталляцию «золотой субботник».
«Изумление, или to be surprise» - здесь интересен момент, как фотограф выбирает сюжет, и почему он нажимает на спуск фотоаппарата именно в эту долю секунды. Речь идет о той магической связи, которая возникает между художником и объектом съемки, тем напряжением времени и пространства, которое изумляет сначала фотографа, а потом и нас, зрителей, заставляя остановиться перед снимком, не пробежать, а запомнить, почувствовать и задуматься …
|