Описание: |
На протяжении трех десятилетий XVIII века место нынешней Гранитной террасы занимала Катальная гора со скатами для катания зимой и летом. Центральный двухэтажный каменный павильон этого эффектного увеселительного сооружения был построен по чертежам и модели Ф.-Б. Растрелли. Его фасады украшали колонны, пилястры, золоченые вазы и статуи. Над восьмиугольным залом в центре павильона покоился купол, также увенчанный статуей. По сторонам центрального зала размещались два круглых в плане малых зала — обеденный и зал для игр.
К центральной части Катальной горы примыкали два круглых форса — площадки, на которые выходили двери из верхнего этажа павильона. С этих форсов можно было скатиться по искусственной горе на механических катальных колясках, съезжавших вниз по рельсам. Технический проект Катальной горы, включающий расчеты конструкций и допустимых уклонов, выполнил русский ученый А. К. Нартов (1693–1756).
Павильон строился в 1754–1757 годах, а в 1765 году архитектор В. И. Неелов пристроил к горе третий форс. С этого времени один из форсов предназначался для катания зимой, а два других — летом.
В 1792–1795 годах Катальную гору разобрали, и на ее месте архитектор Ч. Камерон приступил к строительству большой галереи с 32 колоннами из пудостского камня. Однако в конце 1790-х годов и эта галерея была сломана (оставшиеся от нее материалы впоследствии пригодились при сооружении Михайловского замка в Санкт-Петербурге, спроектированного для императора Павла I архитектором В. И. Баженовым).
На обширной площадке, образовавшейся на месте Катальной горы и галереи, в начале 1800-х годов решено было построить большую гранитную террасу, проект которой разработал в 1809 году архитектор Л. Руска (1758–1822).
Гранитная терраса обращена в сторону Большого пруда; по ее сторонам расположены две лестницы. Стены террасы декорированы мощными дорическими колоннами без баз, стволы которых, поддерживающие постаменты балюстрады, вытесаны из серого, а капители — из розового гранита. В стенах из розового гранита сделаны неглубокие ниши, обрамленные архивольтами из блоков серого камня.
Л. Руска планировал украсить террасу двумя мраморными статуями, однако его замысел не был осуществлен, а в 1850-х годах на постаментах балюстрады установили гальванопластические копии античных скульптур — «Венеры Медицейской», «Фавна с козленком», «Апоксиомена» и др. Эту коллекцию составили произведения литейной мастерской Императорской Академии художеств, выполненные в технике гальванопластики, изобретенной в 1838 году русским физиком Б. С. Якоби (1801–1874). Скульптуры сохранились и ныне стоят на своих исторических местах.
В 1810 году, одновременно с постройкой Гранитной террасы, Л. Руска возвел на берегу Большого пруда Большую гранитную пристань — простую по архитектурному решению площадку со ступенями, четырьмя круглыми тумбами из гранита и решетками. В 1850-х годах пристань была украшена гальванопластическими статуями. Эти статуи — «Боргезский боец» и «Дискоболец», дошедшли до нашего времени.
На склоне холма в конце XIX — начале XX века существовали цветники. Ежегодно здесь высаживали в грунт сотни розовых кустов. Декоративный партер перед Гранитной террасой был создан по проекту архитектора Т. Б. Дубяго, разработанному в 1950-х годах. |
|