Монплезир. Весна в Петродворце. Панорама |
Описание: |
Монплезир. Весна в Петродворце. Панорама.
Место расположения на карте Петергофского парка.
Если душой Петергофа являются его великолепные фонтаны, то сердцем Петергофа по праву можно назвать дворец «Монплезир». Во многих воспоминаниях посетителей Петергофа сохранились восторженные отзывы о маленьком дворце, столь оправдывающем свое название «мое удовольствие»!
Монплезир – любимый дворец царя-преобразователя Петра I. Именно Петр I определил местоположение дворца, он располагается в нескольких шагах от беспокойных волн Финского залива, а также внутреннюю планировку и некоторые элементы декоративной отделки. Здание строили с 1714 по 1723 годы крупные архитекторы А. Шлютер, И. Браунштейн, Ж.-Б. Леблон, Н. Микетти и лучшие строители, мастера, живописцы, скульпторы, лепщики, резчики того времени.
Дворец соответствовал представлениям императора о совершенном жилище просвещенного человека. Внутренняя планировка здания отличается рациональностью. С парадными помещениями соседствуют жилые комнаты и хозяйственно-бытовые помещения. В Монплезире, как ни в одном другом архитектурном сооружении, отразилось все то новое, что определило особенности культуры и искусства петровского времени.
Художественные достоинства Монплезира обеспечили ему видное место в русском искусстве: здесь представлена первая в России коллекция картин европейских художников XVII-XVIII веков (картины приобретены самим Петром I); живописные работы во дворце выполнялись французским художником Ф. Пильманом; кроме того, Монплезир хранит коллекцию китайского фарфора, голландского фаянса, русского стекла и кухонную утварь петровского времени. В оформлении интерьеров использованы голландские изразцы, «китайские» лаковые панно, ткани, дубовые резные панели, паркеты, мрамор. Орнаментально-скульптурное оформление интерьеров – это шедевр декоративной лепки XVIII века.
Исторические события, свидетелем которых явился Монплезир, позволяют относить его к особо почитаемым реликвиям отечественной истории. Здесь встречались сподвижники Петра: русские купцы, иностранные послы, шкиперы кораблей; проходили ассамблеи – съезды императорского двора, парадные приемы. Последний раз Петр I посетил Монплезир в октябре 1724 года. В 1725 году императрица Екатерина I торжественно принимала в Монплезире первых членов Академии Наук. Екатерина II в Парадном зале Монплезира устраивала ужины в узком кругу приближенных. С середины XVIII века к Монплезиру стали относиться как к мемориалу, связанному с именем Петра Великого. До сих пор здесь сохраняются личные вещи и дипломатические подарки Петра I.
Западное крыло дворца «Монплезир» замыкает Екатерининский корпус. Он был построен для Елизаветы, но назван в честь другой великой императрицы Екатерины Великой. С момента постройки он служил для пребывания "высочайших особ". Здесь устраивались приемы, балы, маскарады, карточные вечера. В 1762 году через пол года после смерти Елизаветы наследник Российского престола Пётр III содержал под арестом свою неверную жену Екатерину. Именно он оказался первым и единственным императором, который по достоинству наградил Растрелли за его труды.
Петр III вручил архитектору орден святой Анны и пожаловал звание генерал-майора. Это в последствии послужило поводом тому, чтобы имя Растрелли было предано забвенью, а о его дворцах стали говорить как о дурном вкусе переделывая фасады и интерьеры. Екатерининский дворец не стал исключением. Через некоторое время Д. Кваренги изменил внутреннее убранство, оформив в классическом стиле. Тогда в 1762 году в одну из белых ночей Екатерина сделала первый шаг на встречу своей славе. Она возглавила заговор, чтобы свергнуть ненавистного мужа Петра III с престола.
К восточному флигелю со стороны Монплезирского сада примыкают одноэтажные здания с шатровой четырёх скатной крышей. Это так называемый банный корпус.
Изначально в усадьбу Монплезира среди прочих хозяйственных служб входили купальни и бани, построенные в 1721 – 1722 годах. В 1748 году по проекту Растрелли на месте небольшой деревянной петровской мыльни соорудили новую, тоже деревянную, где была установлена хрустальная ванна, вкладывавшаяся в медный футляр. В 1765 году для Екатерины II начали устройство бассейна с подъёмным дном, в который из залива поступала морская вода. Пресная вода была из фонтана «Мужичок» в центре бассейна. Закончены работы были только в семидесятых годах, когда в восьмигранной чаше по периметру приладили трубки, из которых била вода. Позднее уже в 1800 году, фигуру «мужичка» сменили на высокую золотую колонну с вододействующим шаром наверху. Помимо комнаты с бассейном и душем в Банном флигеле находились помещения для холодной ванны и русской с полками, Туалетная и прихожая.
В 1865 – 1866 годах по проекту архитектора Э. Ганна на месте старого деревянного флигеля был заново отстроен каменный. С восточной стороны к банному корпусу прилегает небольшой Китайский садик, в пейзажном стиле спроектированный архитектором Э. Ганном в 1866 году. Искусственный холм оживляет плоский рельеф садика, на его вершине установлена скульптурная группа «Амур и Психея» копия с оригинала А. Кановы. Отсюда открывается прекрасный вид на залив. На северном склоне холма устроен сложенный из туфа грот с двумя мраморными ступенями по форме напоминающими раковины. Поток воды, устремляющийся из грота, стекает по зубчатым краям раковин и наполняет небольшой пруд с туфовым островком, в центре которого бьёт струя. Каскад носит название «Раковина». Небольшой ручеёк с перекинутыми через него горбатыми мостиками, мраморные статуи, извилистые дорожки, цветные клумбы, придают Китайскому садику особый уют и живописность.
Петр I. желал, чтобы Петергофский парадиз действительно изумлял гостей, вызывал восхищение. Для этого одновременно с проектированием и строительством фонтанов и каскадов в Петергофе было намечено и частично осуществлено устройство фонтанов-шутих или мочительных забав, предназначенных для увеселения посетителей.
Так в 1723 году по чертежам, исправленным собственноручно Петром I, сооружены и опробованы водой «Диванчики» в Монплезирском саду. Когда гости подходили к ним, из масок Тритонов, расположенных на спинках, вырывались с шумом языки и обдавали водой каждого, а по краям дорожек перед Диванчиками были размещены скрытые трубки, из которых взлетали струи воды, скрещивающиеся над головой гостя.
Перед Руинным каскадом намечали устроить «Водяную дорогу», с обочин которой должны были внезапно подниматься струи, образуя водяную аллею. |
|
Ключевые слова: |
Монплезир, панорама, Петродворец, Петергоф, Фонтан |
Дата: |
2011.05.12 17:12 |
Просмотров: |
38981 |
Скачиваний: |
4 |
Оценка: |
0.00 (0 Голосов) |
Размер файла: |
196.8 KB |
Автор: |
Комментарий: |
2011.05.13 17:21
|
|
2012.04.29 16:20
|
|
|