Лунная ночь в акватории Невы |
Описание: |
На берегах Невы возникает удивительное чувство простора, эта широкая полноводная река невольно воспринимается как главный проспект города.
Величественные архитектурные ансамбли, устремленные ввысь шпили, храмы, памятники воспринимаются в удивительной гармонии с водными пространствами. Гранитные набережные со спусками к воде, мосты, соединяющие берега, - неотъемлемая часть архитектурного облика акватории Невы.
По современным представлениям, около 10 000-7 500 лет назад на месте нынешнего Балтийского моря находился пресноводный замкнутый Анциловый бассейн (Анциловое озеро). Водоем занимал лишь часть Балтийского моря, его восточный берег находился в районе Кронштадта. Уровень в Анциловом озере был ниже, чем в океане, и на 3-4 м ниже, чем в современном Балтийском море. Реки Невы тогда не существовало. Река НеваНа ее месте текли река Тосна, которая впадала по нынешнему Морскому каналу в Анциловое озеро за Кронштадтом, и река Мга, направлявшая свои воды в сторону Праладоги. Сама Праладога была обособленным озером и имела выход в Анциловый бассейн на севере Карельского перешейка по линии Приозерск-Выборг.
Приблизительно 7 500 лет назад вследствие опускания суши произошло отделение Ютландского полуострова от южной Швеции и образовались проливы: Большой Бельт и Малый Бельт. Воды Северного моря хлынули через проливы в Анциловый бассейн, превратив его в море. Это море получило наименование Литоринового по названию населявшего его моллюска - обитателя прибрежных районов моря, сильно опресненных речными водами.
Литориновое море занимало большую площадь, чем нынешнее Балтийское, и вдавалось в сушу узким проливом по Приневской низменности; уровень воды в нем был на 7-9 м выше современного. Ладожское озеро представляло тогда залив моря и соединялось с. ним через широкий пролив на севере Карельского перешейка. В период существования Литоринового моря происходили два важных процесса - поднятие суши Фенно-Скандии и похолодание климата земного шара. Вследствие похолодания климата часть осадков, выпадавших в высокогорных районах и приполярных материковых областях, перестала возвращаться в океан, и пошла на пополнение вечных снегов и льдов. Поступление воды в океан уменьшилось, и уровень в нем начал падать.
В результате поднятия суши и понижения уровня океана Литориновое море стало сокращаться, отступать, образовав в результате этой регрессии около 4000 лет назад Древне-Балтийское море. Уровень воды в этом море был на 4-6 м выше, чем в современном Балтийском. Берег Древне-Балтийского моря прослеживается в Санкт-Петербурге в виде невысокого пологого уступа, окаймляющего дугой островную часть города.
Поднятие суши происходило неравномерно. Северная часть Ладожского озера находилась в области более быстрого поднятия земной коры, чем южная часть. Вследствие этого протока на севере Карельского перешейка постепенно отмирала. Ладога превратилась в обособленное озеро и начала переполняться. Воды озера покрыли значительные участки суши на южном побережье, затопив торфяники, древесную растительность и стоянки доисторического человека. Наполнение озера продолжалось до тех пор, пока его воды не затопили всю долину реки Мги и не подошли к узкому перешейку, разделявшему реки Мгу и Тосну. Наконец воды озера, поднявшись более чем на 12 м и превысив уровень моря на 17-18 м, хлынули через водораздел. В результате этого прорыва около 4000-4500 лет назад в образовала река Нева. В месте прорыва остались Ивановские пороги. Доисторический человек, несомненно, был свидетелем этого события. Спуск вод Ладожского озера после прорыва длился, очевидно, долго: для разработки русла Невы нужно было время. Воды Ладожского озера подходили к месту прорыва по долине реки Мги, а после прорыва воспользовались уже готовой долиной реки Тосны. Таким образом, долина реки Невы не выработана ею самой, а составлена из двух чуждых друг другу долин рек Мги и Тосны.
Первоначально Нева впадала в Финский залив отступающего Литоринового, а затем Древне-Балтийского моря одним рукавом. Но море продолжало отступать, и из воды поднялись острова, бывшие до того мелями. Невские воды устремились в ложбины между островами. Так появилось несколько рукавов.Банковский мостВ дальнейшем быстро спадающая после наводнений вода, увлекая за собой частицы грунта, образовала новые рукава и углубила уже имевшееся. Текущая вода довершила - работу. В результате возникло несколько десятков рукавов и проток, из которых и состоит современная дельта реки Невы.
Обычно острова и отмели дельт больших рек обязаны своим происхождением отложению речного ила. Дельта же реки Невы представляет исключение. В невской воде очень мала ила, и его оседание не могло привести к образованию островов. Главная роль в появлении островов невской дельты принадлежит работе моря и речного потока.
Нева и ее дельта в очертаниях, близких к современным, сформировались сравнительно недавно - около 2500 лет назад, когда окончательно установилось нынешнее соотношение между уровнями воды Ладожского озера и Балтийского моря. Таким образом, Нева - молодая река.
Описанная теория образования реки Невы не является единственной в научной литературе. Некоторые авторы придерживаются иных точек зрения.
Дельта реки Невы и прилегающая к ней местность, где ныне стоит Санкт-Петербург, являет собой пример тех разительных изменений, которые человек вносит в природу. Сейчас нелегко себе представить, как выглядела местность в прошлом. Но дошедшие до нас новгородские писцовые книги, шведские карты, планы, составленные после основания города, и другие материалы дают возможность проследить за тем, как менялся облик местности, и за историей ее вод.
Территория современного Санкт-Петербурга издавна была заселена. Уже в IX в. она принадлежала Новгороду и носила название Водская пятина, местность справа по течению Невы именовалась Карельской землей, слева — Ижорской землей. В XIV—XV вв. здесь проживало довольно многочисленное для того времени население. Так, по новгородским описным книгам 1471—1478 гг. на Фомин-острове (Петроградском острове) имелось 30 дворов, на Васильевском острове — 24 двора, в устье реки Охты — 50 дворов и т.д. По описным книгам 1500 г. на территории нынешнего города насчитывалось более 1000 дворов с населенном 5500 человек обоего пола. Наконец, по шведскому плану 1676 г. на этой территории находилось около 40 небольших селений. Одни селения носили шведские названия, другие — финские, третьи — русские.Река НеваИз селений с русским названием отметим Первушино на месте Летнего сада, Спасское у Смольного, Палениха и Себрино вблизи Литейного моста, Усадицу и Калину на берегах Фонтанки. Селения были разбросаны среди лесов и болот. Жители их занимались охотой, рыбной ловлей, а также торговлей, которую Новгород, а затем шведы активно вели с народами Европы. Незначительные клочки земли использовались под огороды и пашни.
Это была болотистая местность, почти сплошь покрытая густым лесом. В лесах водились волки, медведи, рыси, лоси. О характере местности в то время дают представление шведские наименования земельных угодий на планах XVII в.: «Земля, смешанная с навозом», «Твердая земля» и др. Петроградский остров назывался Березовым, Васильевский — Лосиным, Аптекарский — Диким, остров Декабристов — Ивовым. Такие названия болот и урочищ, как Чертовое, Моховое, Сухое, Мокрое, упоминаемые в различных письменных источниках начала XVIII в., также говорят об облике местности. Целый район по правому берегу Малой Невы у Тучкова моста и вдоль реки Ждановки (б. Болотный проток) в начале XVIII в. на картах значился под названием Мокруши. Глубокое и топкое болото находилось в районе Михайловского сада и Инженерной улицы. Непролазное, болото было вблизи Гостиного двора между Думской улицей и Апраксиным переулком, а также на месте Технологического института. В 1705 г. около 1/5 территории нынешнего Санкт-Петербурга было занято болотами. Наконец, о характере местности напоминают до сих пор сохранившиеся названия улиц: Боровая, Глухоозерная, Болотная, Торфяная, Полевая, Лесная, Глиняная.
До основания города на его территории было значительно больше рек, чем теперь. Реки и ручьи пересекали местность в разных направлениях, образуя много островов и полуостровов среди болот.Река НеваТак, в переписной книге 1500 г. упоминаются Белый остров в районе нынешнего Финляндского вокзала, Большой и Малый Галгеевы острова вблизи Мурзинки. Характерны и названия многих деревень, упоминаемых в той же книге: Остров, Островки, Черный остров, Еловый остров.
Реки были более полноводны, чем теперь. Об этом говорят факты: по берегам реки Славянки некогда проживало довольно многочисленное население - по-видимому, река была судоходна; устье реки Охты в период существования шведской крепости Ниеншанц на месте Петрозавода было доступно для глубокосидящих судов; на левом берегу Охты находились причалы.
Такова была местность и ее речная сеть до основания Петербурга. После основания Петербурга — 16 (27) мая 1703 г. — по указанию Петра I прежде всего была начата прокладка просек в лесу и строительство дорог. Этими работами, а также созданием военных и портовых сооружений занимались в основном первые 5—7 лет. Затем принялись за переустройство водных путей города - Петр I мечтал создать город-порт, прорезанный многочисленными реками и каналами, удобными для плавания судов и передвижения жителей.
Первым был прорыт Крепостной канал во всю длину Заячьего острова для снабжения водой гарнизона Петропавловской крепости на случай осады и для транспортировки строительных материалов (канал засыпан). В 1706 г. был прорыт канал-ров, именуемый сейчас Кронверкским протоком. К концу 1711 г. на месте речки Лебединки появился Лебяжий канал. Через несколько лет Мойка была углублена и соединена с Фонтанкой у Летнего сада. К 1718 г. были прорыты, кроме Лебяжьего, еще два канала из Невы в Мойку: Красный (засыпан в 1765 г.) и Зимняя канавка. В 1717 г. из Невы в Мойку начали прокладывать четвертый канал, получивший название Крюкова по имени подрядчика Семена Крюкова. К 1720—1725 гг. сооружены Литовский и Адмиралтейский каналы, почти устроен Гребной порт на Васильевском острове и т. д.
После смерти Петра I сооружение каналов и расчистка рек почти прекратились, а те, которые имелись, приходили в упадок. Строительные работы возобновились только после 1740 г.
Река Фонтанка до 1712—1714 гг. именовалась Ериком или Безымянным Ериком. Она представляла собой болотную речку, которая образовывала в своем течении острова и заводи. В 1743—1752 гг. река была расчищена. В 1780—1789 гг. ее вторично расчистили и углубили, а берега одели в гранит.Река Нева Новое название — Фонтанная речка — она получила от фонтанов, устроенных в Летнем саду. Фонтаны питались водой по трубе, выведенной из пруда-бассейна, находившегося на углу нынешних Греческого проспекта и улицы Некрасова (сейчас здесь сквер), куда вода поступала самотеком по Лиговскому каналу.
В 1764—1790 гг. сооружался Екатерининский канал (ныне канал Грибоедова). На месте канала ранее протекала Глухая речка с почти стоячей, тинистой водой. За изгибы и повороты Глухую речку называли также Кривушей. В верховье она имела две ветви — Глухие протоки, которые брали начало между нынешними Конюшенной площадью и площадью Искусств. В высокую воду Глухая речка через свои протоки сообщалась с Мойкой и Фонтанкой.
В 70-х годах XVIII в. были выполнены работы по расчистке болот и углублению озер на острове Елагин. Вынутая земля использовалась для насыпки валов и дамб вдоль берега, защищающих прилегающую местность от затопления при подъемах воды в Неве. Дамбы сохранились до настоящего времени. В 1782— 1787 гг. Крюков канал был продлен в южном направлении до реки Фонтанки (первоначально эта часть канала называлась Никольским каналом). В последующем часть Крюкова капала между Невой и Благовещенской площадью (ныне площадь Труда) была заключена в трубу и засыпана в связи с вступлением в строй нынешнего моста Лейтенанта Шмидта и благоустройством площади.
В 1769 г. приступили к прокладке канала со стороны реки Екатерингофки на восток, в направлении к реке Неве, по трассе Городского рва (в последующем Обводного канала). Основные работы по сооружению Обводного канала — самого большого в городе — были осуществлены многим позже, в 1805—1834 гг., главным образом под руководством видного ученого и инженера П. П. Базена. Канал сыграл исключительно важную роль для промышленного и жилищного строительства южных районов города, принявшего тогда широкий размах. В 50—60-х годах прошлого века по Обводному каналу шли сплошные вереницы судов и барок с разнообразными грузами. Зимой часто взламывали ледяной покров вручную, пешнями. Чтобы ослабить грузонапряженность на внутригородских водных путях, примерно в это же время был сооружен Введенский канал, соединявший реку Фонтанку с Обводным каналом (засыпан в 1967 г.), а напротив Алексапдро-Невской лавры была проведена ветвь от Обводного канала в бассейн для стоянки судов.
В конце XVIII в. река Мойка была очищена и углублена, берега ее одеты в гранит. К 1804 г. река Пряжка соединена с Невой коротким Сальнобуянским каналом.
При строительстве Морского торгового порта (1874—1885 гг.) были выполнены весьма крупные гидротехнические работы по прокладке каналов и расчистке рек в юго-западной части дельты Невы.
Особо следует сказать о сооружении Морского канала. Эта искусственная подводная прорезь, длиной 30 км, шириной 80—120 м и глубиной около 9 м, пересекает Невскую губу с востока на запад. Канал соединяет устье реки Невы с открытой частью Финского залива и имеет чрезвычайно важное значение для морского судоходства. До его создания большие торговые суда разгружались в Кронштадте.Река МойкаСтроящиеся на верфях города военные корабли выводились в море без оснастки и только в Кронштадте вооружались окончательно. Чтобы предотвратить заиление, неизбежное на мелководье при сильном волнении, часть канала заключили в дамбы.
Из значительных работ послереволюционного периода можно указать на сооружение Гребного канала на Крестовском острове, прокладку новых русел для рек Смолении и Волковки, устройство глубоких прудов в Московском и Приморском парках Победы, намыв острова Белая мель, сооружение подходного канала к Морскому пассажирскому вокзалу на западной стрелке Васильевского острова и, наконец, замыв широкого мелководного пролива между островом Декабристов и островом Вольный и превращение этих островов в единый массив.
В городе в разное время выполнялись работы по сооружению и расчистке многих других рек и каналов, о которых не упоминалось выше. Но одновременно некоторые каналы засыпались, а реки исчезали. Если в XVIII и XIX вв. количество водотоков непрерывно возрастало, то в XX в. число их стало убывать.
Некоторые каналы в самом начале создавались как временные, только для осушения местности. Например, Косой канал (начинался от Невы, вблизи Литейного моста, и шел к Фонтанке), Церковный канал, проложенный по Малой Садовой улице, Поперечный канал в Летнем саду.
Другие каналы, построенные вначале как постоянные, со временем утратили значение и были засыпаны.
Для снабжения города чистой питьевой водой в 1718—1725 сооружен Литовский канал. Он начинался у деревни Горелово из речки Дудергофки, вытекающей из Дудергофских озер. Вода самотеком шла по каналу в уже упоминавшийся пруд-бассейн на месте пересечения нынешних Греческого проспекта и улицы Некрасова, а затем к фонтанам Летнего сада. В пределах города Лиговский канал имел длину около 10 км, а всего его длина — 20 км. В середине XIX в. канал оказался сильно запущенным и превратился в свалку нечистот. На участке от улицы Некрасова до Обводного канала он был заключен в чугуннзно трубу и засыпан к 1891, а на участке между Обводным каналом и Забалканским (ныне Московским) проспектом — к 1910 г. Сейчас открытый участок сохранился за рекой Красненькой к западу от Автово.
Для предохранения от пожаров и на случай нападения врагов в 1715—1720 гг. был прорыт Адмиралтейский канал (вокруг Адмиралтейства и далее по нынешне бульвару Профсоюзов, затем пересекал Крюков канал на тепере ней площади Труда и впадал в реку Мойку). Канал окончательно засыпали к середине XIX в. Сохранился лишь небольшой участок между Крюковым каналом и Мойкой под названием канала Круштейна. В 70-х годах XVIII в. были засыпаны каналы, проведенные от Невы к внутреннему двору Адмиралтейства. В целях безопасности был окружен глубокими рвами-каналами и Михайловский (Инженерный) замок. Вдоль замка параллельно Фонтанке шел Церковный канал (засыпан в 1829 г.), вдоль Мойки — Воскресенский канал (заключен в трубу и засыпан в 1879 г.). Сейчас восстановлен маленький фрагмент одного из каналов Михайловского замка.
Примечательна история каналов на Васильевском острове. По идее Петра I, положенной в основу проектов Д. Трезипи и А. Леблона (1715—1717 гг.), Васильевский остров должен был стать центром города. Остров разрезался каналами на прямоугольники. Главные каналы пересекали остров в длину и должны были служить для прохода морских судов от взморья до восточной стрелки. Сооружение этих каналов началось еще при Петре I, но велось с отступлением от плана и с ошибками.Река МойкаЭто погубило начинание. Из-за отсутствия мостов, частых наводнений селились на острове неохотно. Строительство новых каналов вскоре было прекращено. Вырытые же каналы впоследствии нашли целесообразным засыпать, потому что, как говорилось в указе Екатерины II в 1762 г., от них «бывает одна грязь и происходит дух вредительный. здоровью». Каналы были окончательно засыпаны к 1705—1770 гг. Нынешние линии и проспекты Васильевского острова — это места бывших каналов или трасс каналов, намечавшихся к постройке.
Наконец, некоторые каналы были засыпаны из-за большой стоимости работ по возведению набережных или же с целью благоустройства территории. Из числа таких каналов, полностью или частично засыпанных в более позднее время, укажем Введенский канал вблизи Витебского вокзала, Межевой и Турухтанный каналы в районе Морского порта, Шкиперский проток на Васильевском острове, часть Крюкова канала между рекой Большой Невой и площадью Труда.
В связи с осушением местности и устройством канализации уменьшилось питание ряда естественных водотоков. Реки превратились в речки, речки в ручьи, а ручьи, заключенные в трубы, и вовсе перестали существовать. Не стало, например, речки Маленькой, протекавшей вблизи Главного почтамта, речки Тентелевки, впадавшей слова в реку Таракановку, речки Чернявки — правого притока реки Охты. По сравнению с 1700 г. на территории города сейчас на несколько десятков рек меньше.
Резко сократилось число водоемов (озер, прудов). Небольшие озера затрудняли планировку и мешали строительству. В разное время были полностью засыпаны Глухое озеро вблизи Алексаидро-Невского монастыря, группа прудов на островках Резвый, Гутуевский и Аптекарский, док внутри Адмиралтейства, пруд-бассейн за Аничковым дворцом.
Всего за время существования города было засыпано или заключено в трубы более 50 рек, речек, ручьев и проток и около 200 озер и прудов.
Поддержание рек и каналов города в исправном состоянии было нелегким делом. Берега часто обваливались. Вода загрязнялась нечистотами. Дно засорялось мусором и Загромождалось затонувшими судами и лесом. Первоначально обязанность укрепления берегов рек и каналов сваями, досками или фашинами возлагалась на домовладельцев. Строжайшим образом запрещалось выбрасывать в реки и каналы мусор.Река НеваСудам не разрешалось подходить вплотную к берегу. Но все меры не достигали цели. Со временем забота о поддержании рек перешла к властям. Но коренным образом дело изменилось к лучшему лишь после возведения капитальных набережных и реконструкции всей системы канализации.
Выдающиеся архитекторы, строившие город, правильно оценили значение реки Невы как градо-формирующего фактора. Нева должна была стать главной архитектурной осью города.
Одновременно с постройкой каналов, расчисткой и углублением рек велось сооружение набережных. В одних местах забивка свай в воду и подсыпка берегов землей приводила к сокращению ширины рек и каналов. В других местах, напротив, земля вынималась, и ширина водотока увеличивалась. Таким образом, берега рек выравнивались и спрямлялись. Большей частью современный берег продвинулся в сторону реки: у Летнего сада, например, на 50 м, у Зимнего дворца на 90 м, на стрелке Васильевского острова почти на 120 м, а в районе Пироговской набережной на 150—200 м.
Сооружение дорогостоящих каналов и набережных, расчистка и углубление рек диктовались в первую очередь отнюдь не соображениями украшения города. В прошлом водные пути были самыми удобными, особенно в условиях болотистой местности. По обилию вод Санкт-Петербург занимает одно из первых мест в мире. Почти пятая часть его территории — около 110 км2 — занята водой. |
|
Ключевые слова: |
ночь, Нева, Исаакиевский, Дворцовый, мост, белые_ночи |
Дата: |
2010.07.07 01:26 |
Просмотров: |
75235 |
Скачиваний: |
38 |
Оценка: |
0.00 (0 Голосов) |
Размер файла: |
146.6 KB |
Автор: |
Комментарий: |
2010.07.12 02:19
|
|
2010.09.25 16:26
|
|
2010.11.25 01:58
|
|
2010.11.30 14:36
|
|
2010.12.02 15:24
|
|
2010.12.02 15:29
|
|
2011.02.20 12:41
|
|
2011.06.29 20:35
|
|
2012.05.18 16:45
|
|
2012.06.19 17:51
|
|
2012.10.30 14:16
|
|
|