Саркофаги Древнего Египта |
Описание: |
Саркофаги древнеегипетского жреца Па-ди-ист.
Внутренний саркофаг, внешний саркофаг (крышка и днище).
Дерево. X век до н.э
Па-ди-Ист. Он прожил долгую и интересную жизнь, сделал неплохую карьеру, умерев, был, как положено, похоронен… а через три тысячи лет извлечен из могилы и, в комплекте со всеми саркофагами и погребальными полотенцами, прикуплен русскими царями. Для коллекции.
Древние египтяне готовились к загробной жизни загодя. Согласно их религиозным установкам, лишь полная сохранность тела могла гарантировать владельцу тела, что и после смерти у него все окажется о'кей.
Сохранности мумий здорово повредило то, что в Средние века их использовали как средство от импотенции. Рецепт прост: истолченную в порошок мумию смешать в равных долях с растительным маслом. Встряхнуть, но не взбалтывать. Выпивать коктейль залпом.
Но даже после массированной многовековой охоты за ними, иссохших древнеегипетских тел до нас дошло столько, что мумиями украшена коллекция практически каждого крупного музея. В Эрмитаже, например, их не меньше пяти.
Товарищи Па-ди-Иста хранятся в запасниках музея. Не исключено, что с бирочками на больших пальцах ног. За всех приходится отдуваться ему одному.
Свернув голову набок и закусив верхнюю губу, жрец который год лежит и покрывается пылью в замурованной пуленепробиваемой витрине. Смотрится усталым. Чтобы толпящиеся вокруг туристы не попортили экспонат, к нему приставлен важного вида смотритель.
Не все хранящиеся у нас останки могут похвастаться столь древним происхождением."
Итак - древний Египет... Кто из нас с самого детства не слышит слов: «Египет», «египтяне», «египетские иероглифы», «египетские пирамиды», «древний Египет». Но самым удивительным является то, что ни древние, ни современные жители Египта не называли и не называют так свою родину. В древнем Египте жители именовали свою страну «Черной», а себя — «людьми Черной (земли)», по цвету плодородной почвы низменной долины Нила. Еще в глубокой древности соприкасавшиеся с египтянами народы Аравийского полуострова, Передней Азии и Двуречья дали Египту свое название: Миср — «Населенное место, город», так как их, видимо, поразила населенность Египта и большое количество городов, расположенных близко друг от друга. Современные египтяне свою страну тоже называют: Миср.
Почему же мы, как и многие другие европейские народы, употребляем слово «Египет»? Это название пошло от древних греков. Оно происходит от названия древнеегипетского города Мемфиса — Хикупта. В начале 1 тысячелетия до нашей эры, когда древние греки стали проникать в Египет, первым из самых больших городов, который им встретился, был Мемфис на рубеже Дельты и долины Нила. Его название (вернее — одно из названий, так как «Мемфис» тоже египетское слово) «Хикупта» или «Айгюптос» греки взяли за обозначение всей страны.
Так что наше слово «Египет» тоже очень древнее, но оно пришло в европейские языки не непосредственно из египетского языка, а из древнегреческого.
Древние египтяне верили в воскрешение душ и потустороннюю жизнь. Это верование подкреплялось окружающим их миром – каждый вечер Солнце заходило на западе, и каждое утро перерождалось на востоке, новая жизнь пробивалась через ростки, проросшие сквозь землю, луна сокращалась и увеличивалась. Пока сохраняется порядок, все в мире взаимозависимо, и жизнь после смерти, по-видимому, тоже должна подчиняться определенным законам. Так, например, тело должно пройти процесс мумификации и храниться в могиле, оформленной соответствующим образом и содержащей все необходимое для жизни в потустороннем мире.
Процесс мумификации – консервации тела – был описан в древних Текстах пирамид: со смертью Осириса – бога мертвых – вселенную поглотил хаос, а слезы богов превратились в материалы, чтобы мумифицировать его тело. Эти материалы включали в себя мед, канифоль и ладан.
До возникновения мумификации, телу умершего предавали позу зародыша и клали в яму, вместе с личными вещами (например, украшениями и глиняными горшками). Яму закапывали песком, который поглощал всю воду из тела, тем самым сохраняя его. Иногда захоронения обкладывали глиняными кирпичами и покрывали крышей, а покойников одевали в животную шкуру или предавали земле в глиняном сосуде, корзине или деревянных гробах. «Благодаря» этим способам, разложение тела происходило быстрее, так как тело больше не вступало в контакт с песком. Для того, чтобы решить эту проблему, внутренние органы умерших стали извлекать из тела, а внутрь клали иссушающие субстраты для мумификации.
Процесс мумификации стали практиковать в Египте с 2400 до н.э. вплоть до Греко-римского периода. Во времена Древнего Царства люди верили, что только фараонам суждено познать бессмертие. Однако, около 2000 до н.э. воззрения изменились: каждый мог попасть в загробный мир, при условии, если его тело мумифицировано, и соответствующие предметы присутствуют в гробнице. Но, так как мумификация была далеко не всем по карману, воспользоваться этим преимуществом могли только состоятельные люди. Хотя мумификация и не была обязательным условием для воскрешения души в потустороннем мире, вероятно, ее рекомендовали как наиболее верный способ достижения цели. Также, для того чтобы помочь усопшему совершить успешное перемещение в мир иной, использовались молитвы в Книге Мертвых.
Искусство мумификации усовершенствовалось в Третьем Переходном Периоде (1070-712 до н.э.). Около 450 до н.э. (Поздний Период), греческий историк Геродот задокументировал процесс: |
|
Ключевые слова: |
Египет, саркофаг, Эрмитаж, Египетский_зал |
Дата: |
2009.04.06 16:46 |
Просмотров: |
65129 |
Скачиваний: |
4 |
Оценка: |
4.50 (2 Голосов) |
Размер файла: |
59.0 KB |
|