Христос в терновом венце |
Описание: |
Христос в терновом венце.
Эрмитаж. Дирк Боутс (Тьерри) около 1415 - 1475 гг
размер 40*30
Ранее собрание Строганова в Петрограде.
Это портрет Христа Дирка Боутса. Это действительно портрет, потому что назвать данное произведение иконой язык не повернется. Картина называется "Христос в терновом венце".
Для произведений Боутса характерны тончайшая проработка деталей, тщательная светотеневая моделировка формы.
Лицо очень детализировано. Красные, наполненные слезами, глаза. И крупные слезы капают из глаз и текут по щекам. Цвета, использованные в картине, как будто подчеркивают весь ужас и боль происходящего. Видно как шипы тернового венца врезались под кожу и из-за этих ран по лбу струится кровь. На лбу и в уголках глаз - морщинки, под глазами - мешки усталости. На иконах Христа так не изображают.
(Боутс), Дирк (Дирик, Тьерри) (Bouts, Dierick, Thierry) Ок. 1415, Гарлем — 1475, Лувен. Нидерландский живописец. Учился, возможно, у Рогира ван дер Вейдена в Брюсселе. Работал в Гарлеме (1440—1444 и 1448—1457), в южной части Нидерландов (1444—1448) и Лувене (1457—1475). Два его сына — Дирк и Альбрехт — также были художниками и помогали отцу в его работе. Большая часть дошедших до нас произведений Баутса — алтарные образы, выдающие склонность художника к подробному рассказу, к обилию персонажей, изображаемых просто, даже подчеркнуто прозаично. Вместе с тем отчетливо заметен интерес мастера к решению пространственных задач. Это достаточно наглядно выражено в триптихе Таинство причащения (1464—1467, Лувен, церковь Св. Петра). В его центральной части изображена Тайная вечеря. Вокруг стола расположились апостолы, в центре — Христос; лица всех почти лишены эмоций, чувства передаются лишь скупыми жестами. В то же время впервые в нидерландском искусстве перспектива просторного зала, где происходит событие, построена строго расчетливо, а не эмпирически. В боковых створках — Сбор манны и Встреча Авраама и Мельхиседека (сцены, символически продолжающие евхаристическую тему центральной части) — действие происходит в пейзаже, и здесь Баутс так же умело развивает далекое пространство с помощью уходящих в глубину извивающихся дорожек. Некоторые произведения Баутса изображают сцены мученичества святых: Мученичество св. Эразма (до 1466, Лувен, церковь Св. Петра), Мученичество св. Ипполита (ок. 1470, Брюгге, собор Спасителя), однако эпизоды изощренных пыток и казней представлены со стоическим бесстрастием. Новым словом для нидерландской живописи были две картины Баутса, написанные на исторический сюжет и предназначенные не для церкви, а для светского здания — ратуши в Лувене (на тему Суд императора Оттона III, 1468—1475, Брюссель, Королевский музей изящных искусств). Они показывают усиливающееся внимание художника к энергичным физиономическим характеристикам персонажей: лица героев с крупными грубоватыми чертами довольно однотипны, однако подчеркнутая пластика и телесность, разнонаправленность взглядов, своеобразие жестов придают изображенным убедительную жизненность, позволяя предположить в них портреты реальных людей. |
|
Ключевые слова: |
Эрмитаж, Христос, картина |
Дата: |
2008.12.22 12:43 |
Просмотров: |
51524 |
Скачиваний: |
4 |
Оценка: |
0.00 (0 Голосов) |
Размер файла: |
49.0 KB |
|