На главную / Фото Петербурга / Ломоносов (Ораниенбаум), Меньшиковский дворец (Большой дворец)
Ломоносов (Ораниенбаум), Меньшиковский дворец (Большой дворец)
|
Ломоносов (Ораниенбаум), Меньшиковский дворец (Большой дворец) |
Описание: |
Первый принятый проект Большого дворца, заложенного, вероятно, в 1711 году, и сада в Ораниенбауме предположительно выполнил итальянский архитектор Джованни Марио Фонтана, работавший в России в 1703—1713 годах. После отъезда Фонтаны «княжьим архитектором» становится Иоганн Готлиб Шедель, который был нанят Меншиковым в Германии и по прибытии в Петербург в течение пятнадцати лет занимался «строением палат» Меншикова на Васильевском острове. Он был «тако ж при строении палат... неподалеку от Питергофа, Ораниенбоме и Кронштадте и при оном строении до 727 года». Даже после опалы Меншикова Шедель до июня 1729 года значился «по Ораниенбауму» и «обретался при каменных домах Меншикова, которые в Санкт-Петербурге».
Шедель продолжал строительство, расширив и обогатив первоначальный замысел Фонтаны. Гравюра А. Ростовцева, исполненная в начале 1717 года, дает ясное представление об окончательном проекте княжеской приморской резиденции, по которому усиленно велось строительство.
Если дата начала строительства Большого дворца отчасти предположительна, то окончание завершающих декоративных работ прослеживается по поденным записям Меншикова буквально по дням. Начиная с 20 августа 1727 года он ежедневно делал указания мастерам, которые трудились в дворцовой церкви, освященной 3 сентября с особой торжественностью. Но уже через пять дней Меншиков был арестован, а затем сослан. По приказу Петра II все принадлежащие ему имения и дворцы были конфискованы.
С 1746 года Петр Федорович и его жена Екатерина Алексеевна (принцесса Анхальт-Цербстская, будущая Екатерина II) каждое лето жили в Ораниенбауме. Для содержания резиденции к ней было приписано две тысячи пятьсот крепостных. Это позволило начать значительные работы, ведущую роль в которых до 1756 года играл архитектор Б.-Ф. Растрелли.
По проектам Растрелли Большой дворец был полностью восстановлен, его главные интерьеры декорированы в приемах и материалах, характерных для поры расцвета русского барокко. Растрелли построил восточный служебный флигель, однотипный с западным флигелем, возведенным в первой четверти XVIII века, создав тем самым парадный двор. Кроме того, по чертежам Растрелли заново распланировали Нижний сад и западнее Большого дворца перестроили существовавшее строение «Увеселительный дом» (Каменный, или Концертный зал).
Новые стилистические черты, свойственные архитектуре рококо и раннего классицизма, начали появляться здесь, когда в 1756 году главным архитектором великокняжеского двора стал Антонио Ринальди. К началу работ в Ораниенбауме Ринальди уже пять лет жил в России.
Воспитанный в лучших традициях римской архитектурной школы, ученик известного зодчего Италии Луиджи Ванвителли, Ринальди обладал основательной теоретической и практической подготовкой. Как один из помощников Ванвителли он принимал участие в создании королевского двовцо-во-паркового ансамбля с разнообразной водной декорацией в городе Козерта, расположенном вблизи Неаполя. Чуткий мастер, он сумел быстро и органично войти в русскую художественную жизнь и за тридцать лет обогатил архитектуру Петербурга и его пригородов блистательными произведениями. Возведенные по его проектам Гатчинский дворец, Мраморный дворец в Петербурге, Триумфальная арка (Орловские ворота) в Екатерининском парке Царского Села—шедевры раннего русского классицизма.
Екатерина II очень редко пользовалась своей первой загородной летней резиденцией, где столь многое напоминало о ненавистном Петре III. Поэтому по ее распоряжению в 1792 году Большой дворец со всеми службами и Петерштадтскою крепостью передали морскому ведомству. Так же как после опалы Меншикова, это вновь привело к утрате внутреннего убранства дворцовых интерьеров. Но через четыре года Ораниенбауму опять вернули значение резиденции наследника престола. Все его строения, парки и приписанные к Ораниенбаумскому дворцу более двух тысяч душ крестьян из окрестных мыз перешли в собственность великого князя Александра Павловича (Александра I). В 1831 году Ораниенбаум стал летней резиденцией его брата — великого князя Михаила Павловича, от него он перешел к дочери — Екатерине Михайловне, по мужу герцогине Мекленбург-Стрелицкой; их потомки владели дворцово-парковыми ансамблями Ораниенбаума до 1917 года.
Судьба Ораниенбаума, как и всех дворцово-парковых ансамблей бывших царских резиденций, была изменена Великой Октябрьской социалистической революцией. Декретом Совета Народных Комиссаров от 13 августа 1918 года парки, дворцы, павильоны Ораниенбаума были объявлены всенародным достоянием и взяты под государственную охрану. Китайский дворец был превращен в музей, интерьеры и коллекции которого тщательно изучались и реставрировались.
В годы Великой Отечественной войны Ораниенбаум перенес тяжелые испытания. В сентябре 1941 года город и примыкающие к нему территории были окружены фашистами, но под защитой кронштадтских батарей и орудий кораблей, среди которых в Ораниенбаумском порту находился легендарный крейсер «Аврора», моряки и солдаты отстояли «Ораниенбаумский пятачок»— приморский плацдарм, протянувшийся с севера на юг на 25 и с запада на восток вдоль залива на 50 километров. Мужественно, стойко и неколебимо держала оборону «огненная земля», а 14 января 1944 года с этого плацдарма и одновременно от оборонительных рубежей Ленинграда началось наступление советских войск, завершившееся изгнанием гитлеровцев из пределов Ленинградской области. Защитники «пятачка» спасли художественные памятники Ораниенбаума, его уникальные дворцы и парки от уничтожения.
23 февраля 1948 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР Ораниенбаум был переименован в город Ломоносов. Новое название города в честь гениального ученого и поэта отметило памятный факт летописи Ораниенбаума, связанный с деятельностью Ломоносова в Усть-Рудице—поселке вблизи города на речке Рудица, где по его чертежам в 1753 году создали фабрику по варке стекла и изготовлению стеклянной мозаики.
В наши дни дворцово-парковые ансамбли Ораниенбаума обрели особую ценность, как единственные архитектурно-художественные памятники в ленинградских пригородах, не подвергшиеся разрушению в годы Великой Отечественной войны. Здесь сохранены подлинны произведения крупнейших зодчих, живописцев, мастеров декоративно-прикладного искусства XVIII столетия. |
|
Ключевые слова: |
дворец, Ораниенбаум |
Дата: |
2008.02.13 18:34 |
Просмотров: |
67390 |
Скачиваний: |
5 |
Оценка: |
3.00 (3 Голосов) |
Размер файла: |
61.2 KB |
|