Тайная вечеря. Мозаика |
Описание: |
Поводом для возрождения искусства мозаики в России в XIX веке стало художественное убранство Исаакиевского собора, в котором можно увидеть 62 мозаики общей площадью более 500 квадратных метров. Мозаичные работы начались в 1851году и продолжались до 1914 года.
Блестящий образец мозаичного копирования - икона "Тайная вечеря", выполненная в 1879 - 1887 годах И.П.Кудриным, И.А.Лаверецким, М.П.Муравьевым, И.А.Пелевиным и Н.Ю.Силивановичем. В ее композиции чувствуется влияние знаменитой фрески Леонардо да Винчи. Живописный оригинал С.А.Живаго и его мозаичная копия, несмотря на внешнее сходство со Священным Писанием, на самом деле имеет с ним мало общего.
В отличие от текста Евангелия, сцена показана не в корчме, а скорее в дворцовом зале. В своем произведении Живаго сумел передать всю гамму чувств апостолов к любимому Учителю - от наивно-доверчивой любви до предательства. Нет в картине библейских мотивов прощания Господа с учениками, совершения таинства евхаристии. Канонический сюжет позволил художнику выразить свое отношение к поступкам людей.
"Тайная вечеря" выполнена с применением метода оптического смешения цветов. Для получения нужного оттенка кусочки смальты разных цветов подбирались так, чтобы на расстоянии их цвета сливались в нужный тон. Это особенно заметно на примере плаща Иуды: при ближайшем рассмотрении оказывается, что его белый цвет состоит из смальты самых разных оттенков - зеленоватых, желтоватых и голубоватых.
Набирали мозаику следующим образом: окантованную металлической рамой бетонную плиту покрывали гипсом, и на него через кальку переносили контуры живописного оригинала. По кусочкам, скалывая гипс, заменяли его смальтой, подбирая ее по контуру и цвету живописного оригинала и укрепляя на специальной мастике. Кусочки смальты плотно подгонялись друг к другу, затем мозаику переворачивали, очищали от мастики и заливали цементным раствором.
Лицевая поверхность картины шлифовалась, полировалась, швы между смальтой тонировались цветным воском.
Не менее важным было производство "золотой канторели", смальты для набора фона мозаичных икон. Для ее изготовления на стеклянную пластину выкладывали листки сусального золота, заливали его расплавленным прозрачным стеклом и после этого прессовали - золото прочно спаивалось со стеклом.
В мозаиках Исаакиевского собора прекрасно воспроизводятся и холодный блеск металла, и атласные одежды, и живое тепло человеческих рук. Чтобы передать все богатство красок живописи, мозаичисты использовали смальту более 12 000 оттенков цвета.
Мозаики Исаакиевского собора отличает совершенство технического исполнения. В 1862 году на Всемирной выставке в Лондоне они получили самую высокую оценку. Специалисты отмечали, что у русских изготовление смальты «доведено до такого совершенства, как нигде в Европе». |
|
Ключевые слова: |
Исаакий, Исаакиевский, собор, церковь, мозаика |
Дата: |
2005.03.21 21:48 |
Просмотров: |
44983 |
Скачиваний: |
8 |
Оценка: |
5.00 (1 Голосов) |
Размер файла: |
52.2 KB |
|