Канделябр |
Описание: |
В давние времена ни один праздничный вечер не обходился без света свечей, приносящих уют и тепло. Чтобы зажженные свечи обрели еще большую красоту и притягательность, их было принято ставить в элегантные подсвечники или канделябры. Так, отражаясь от металла канделябра, огонь казался еще более волшебным и привлекательным.
В основном, старинные канделябры изготавливались в период с начала восемнадцатого до начала девятнадцатого века
В начале восемнадцатого века парижские мастера-бронзовщики изготавливали настолько уникальные предметы, что российский двор и петербургская знать были вынуждены обратить внимание на великолепие декоративной бронзы. В период царствования Екатерины II началось настоящее увлечение художественной бронзой.
Французские бронзовые часы, канделябры и другие изделия из этого металла с особым желанием покупались жителями Европы, но их стоимость была настолько высокой, что некоторые страны стали наносить запрет на их ввоз из Франции. Это стало причиной постепенного развития в России, Англии и Германии предприятий, специализировавшихся на художественном литье из бронзы.
С приходом на престол Екатерины II и появлением новой знати, в России стали активно строиться дворцы. Чтобы создать внутренний интерьер дворцовых залов, необходимо было приобрести большое количество декоративных элементов для украшения мебели и предметов интерьера. Так, из бронзы стали изготавливать разные скульптурные композиции, огромные дворцовые вазы, каминные принадлежности и световые приборы, такие как различные канделябры, настольные жирандоли, большие центральные люстры и настенные бра.
На первом этапе правления Екатерины II большая часть канделябров и других предметов интерьера, изготовленных из бронзы, привозилась из Франции. В 1763 году во дворец императрицы стали свозиться целые обозы, нагруженные позолоченной бронзой. Знатные люди приходили в восторг от стенных подсвечников, бронзовых люстр и канделябров, выполненных французами. Обычно, все осветительные приспособления, как и предметы мебели для дворца подбирались архитекторами, занимавшимися строительством. Как правило, они имели дело с заграничными купцами, проживавшими и имевшими свои лавки в Петербурге.
Для Китайского и Зимнего дворца подданные Екатерины II приобретали удивительные канделябры, бра и каминные таганы из бронзы. В основном они представляли собой самые последние модели, изготовленные в «греческом вкусе», так как в те времена основным направлением в искусстве был неоклассицизм. Большой популярностью пользовались канделябры, украшенные орнаментами с лавровыми гирляндами или бусами. Иногда в убранстве дворцов Екатерины II появлялись изделия в стиле рококо. В середине восемнадцатого века для освещения Екатерининского дворца было использовано более пятидесяти жирандолей с общим количеством практически на семьсот свечей.
В 1741 году российский престол заняла императрица Елизавета Петровна. Период ее правления в истории русского искусства был назван елизаветинским барокко. Эта культурная эпоха соединила в себе необычную монументальность и пышность форм с мотивами экстравагантного рококо, господствовавшего в то время в Европе. Хотя новые культурные веяния появились в Петербурге еще в первой половине 18-го века, именно при Елизавете местные мастера стали активно пользоваться модными темами. Так, сформировался единый русский стиль.
Восхитительная роскошь дворцов, строившихся для Елизаветы, на самом деле была иллюзорной. Если более пристально рассмотреть все строения, созданные в это время, можно открыть гениально замаскированный зрительный обман. Золото массивных декораций стен на самом деле накладывалось на деревянную резьбу, бесконечная высь потолков парадных залов была всего лишь живописным плафоном. Мебель, необходимая для создания богатого интерьера залов, переезжала вместе с императрицей и создавала так называемый «интерьер на час».
Все это очень сильно напоминало ненастоящий театр с бутафорскими декорациями и реквизитом в стиле русского барокко. Главным мастером, умело воплощавшим все идеи Елизаветы Петровны в жизнь, был Франческо Бартеломео Растрелли – самый профессиональный архитектор своего времени, проживавший на территории России. Удивительным образом он справлялся с задачей освещения изысканности и великолепия дворцов Елизаветы.
В восемнадцатом веке все россияне пользовались преимущественно канделябрами, примитивными масляными лампами или подсвечниками. Создание освещения для на самом деле огромного зала императорского дворца было сложнейшей задачей. Растрелли не обладал возможностью пригласить необходимое количество мастеров, способных изготовить сотни светильников из бронзы, поэтому ему пришлось воспользоваться помощью резчиков по дереву. В выполненных им канделябрах было минимальное количество бронзовых деталей, но их внешний вид мало чем отличался от классического французского бра.
Растрелли стал первым в России архитектором, которому удалось грамотно связать все осветительные приборы с общими элементами архитектуры и убранства залов. Жирандоли – уникальные канделябры, представлявшие собой своеобразные настенные поросли, созданные для нескольких десятков свечей, ему удалось изготовить в виде части зеркальной рамы, декора стены или обрамления дверей. Даже отдельно стоявшие торшеры и канделябры не выбивались из общего стиля архитектуры парадных залов.
Золоченая резьба, выполненная в стиле русского барокко, составляла единую композицию с настенными канделябрами, обрамлявшими зеркальные панели. Чтобы осветить дворец Елизаветы, требовалось тысячи свечей. Их пламя, отражаясь в зеркалах и золоченой резьбе, создавало эффект парадности и торжественности зала. |
|
Ключевые слова: |
канделябр, Эрмитаж |
Дата: |
2013.07.04 12:05 |
Просмотров: |
31726 |
Скачиваний: |
0 |
Оценка: |
0.00 (0 Голосов) |
Размер файла: |
79.1 KB |
|