Петербург фото. Банк фотографий Санкт-Петербурга

Ваза


    

Ваза
Описание:
Ваза - вид сосуда.
Ваза - это сосуд изящной формы, с живописными или лепными украшениями, сделанный из глины, фарфора, камня или металла.
Среди сосудов этого рода особого внимания, по своей важности для истории искусства и археологии, заслуживают античные расписные вазы из обожженной глины. Их находят преимущественно в древних могильниках повсюду, где процветала или куда успела проникнуть эллинская цивилизация. Независимо от красоты своей общей внешности, свидетельствующей о том, как сильно проявлялся художественный вкус древних греков даже в подобных полуремесленных произведениях, вазы эти интересны, ещё и тем, что украшающие их изображения дают понятие о рисовальном искусстве этого народа, о характере и направлении его живописи. Настоящих памятников эллинской цивилизации не дошло до нас почти ни одного.
Роспись этих сосудов, благодаря разнообразию трактуемых ею сюжетов, служит иллюстрированным комментарием всей эллинской древней жизни. Мифологические сцены, в которых действующими лицами являются все божества Олимпа, сцены из сказаний о героях, религиозные и погребальные обряды, гимнастические игры, различные эпизоды публичной и частной жизни — все такие сюжеты, воспроизведенные на вазах дают представление о верованиях и о быте давно исчезнувшего, высококультурного племени.
Ученые разных стран занимаются исследованием древнегреческих ваз, и во всех современных музеях Европы составляются и постепенно пополняются коллекции этих памятников древности. Особенно богаты ими Луврский музей в Париже, Британский музей в Лондоне, Мюнхенская пинакотека, Берлинский и Неаполитанский музеи, Афинский Варвакейон и Императорский Эрмитаж в С.-Петербурге.
Глиняные расписные вазы, как сказано выше, встречаются преимущественно в гробницах. Большинство их относится к предметам домашней утвари. Одни из них употреблялись для хранения сыпучих и жидких хозяйственных припасов, другие — для смешивания напитков, третьи для черпания, четвертые для питья.
Были также вазы, не имевшие, очевидно, никакого практического назначения, но составлявшие только комнатное украшение, а также и такие, которые, при пригодности своей в домашнем обиходе, изготовлялись, главным образом, для того, чтобы быть приносимыми в дар богам или в виде наград, на гимнастических и других состязаниях (каковы, например, панафинские вазы).
Помещение их в гробницы обусловливалось двоякой целью: с одной стороны, родные покойника желали украсить как можно лучше его последнее убежище, а с другой — окружить его предметами, которые были ему полезны и приятны на земле, по-видимому, в том убеждении, что они могут служить ему и в загробной жизни.
Первые расписные вазы, обратившие на себя внимание ученых в XVII столетии, были найдены в Тоскане, а потому их сочли за произведения Этрурии; но в настоящее время наименование их этрусскими ухлдит в прошлое. Каждый, сколько-нибудь знакомый с археологией, уже не сомневается, что наибольшая их часть — греческого происхождения, и только некоторые, ясно отличающиеся от остальных формой (канопы), цветом глины (черная глина — буккеро), характером и содержанием росписи и другими особенностями — этрусские изделия.


Изготовлением ваз занимались почти во всех городах Греции и ее колоний, но главным центром этого производства была Аттика, в особенности Афины и Коринф. Отсюда, путем торговли, они распространялись по берегам Средиземного и Черного морей и проникали внутрь континента. Греческие мастера, рассчитывая на сбыт своих продуктов у варваров, порой подделывались под их вкус, как это доказывается находками, сделанными в разных отдаленных от Греции пунктах, например на юге нынешней России.
Во многих из тех мест, куда заносились эти произведения, возникало производство подобных ваз, подражавшее греческим образцам, но редко достигавшая до их совершенства.
Технические приемы при изготовлении расписных ваз были везде практически одинаковыми.
Для изготовления глиняного сосуда гончар брал тонкую, хорошо просеянную и перемятую глину и, вылепив из этого материала руками общую, еще грубую форму сосуда, обтачивал его и отделывал на гончарном станке. Ручки и шейка вазы изготовлялись отдельно и уже потом приставлялись к вазе. Глина употреблялась иногда (особенно в древнейшую пору) в естественном своем виде, без всякой примеси окрашивающих веществ, а иногда к ней прибавлялась какая-либо краска, для придания материалу тона, более приятного для глаза.
После того как сосуд уже окончательно получил надлежащую форму, его сушили на солнце или слегка обжигали в печи, но так, чтобы глина не утратила вполне своей мягкости. Такая высушенная или слабо обожженная ваза поступала в руки живописца, если сам лепщик не брался за ее роспись. Тот или другой из этих мастеров чертил на еще довольно мягкой поверхности, острым или притупленным инструментом, желаемый сюжет, обозначая лишь главные его контуры. Прием же самой росписи был различен, Если сосуд покрывался черными фигурами на красном фоне, то художник покрывал сплошь черным лаком пространство внутри контуров, оставляя остальную поверхность сосуда нетронутой, затем он выцарапывал на засохшем лаке, также резцом, необходимые детали, каковы мускулатура, черты лица, складки одежды и проч., таким образом, чтобы естественная краска сосуда проглядывала в этих штрихах. И если наоборотваза делалась с красными фигурами на черном фоне художник начинал с того, что проходил по начерченным контурам тонкой кистью с черным лаком, после чего, толстой кистью окружал их снаружи широкой полосой того же лака, им же покрывал сплошь весь фон и, в заключение, обозначал тонкими чертами их детали, пользуясь при этом снова маленькой кистью.
По окончании этой работы ваза ставилась на долгое время в печь, где медленно и постепенно отвердевала и делалась годной к употреблению.
Черный лак, которым производилась роспись, отличается большим блеском и удивительной прочностью. Состав его неизвестен с точностью, но несомненно, что основанием ему служила окись железа.
В росписи ваз употреблялся не только черный колер. Для большей выразительности черных фигур художник прибегал к белой и лиловато-красной краскам и ретушировал ими некоторые детали.
С течением времени полихромная орнаментация ваз вошла в моду. В росписи особенно нарядных и дорогих сосудов стали появляться в изобилии голубой, зеленый, светло-желтый и темно-красный цвета, даже позолота. Наконец, некоторые сосуды, как, например, лекифы афинской фабрикации, покрывались слоем белой краски, по которому было удобно работать кистью.
Надписи, сопровождающие весьма часто фигуры или гласящие об именах художников-исполнителей, писались на вазах черным лаком при помощи кисти или же выцарапывались по глине иглой. В какой степени проявлялось в живописной орнаментации ваз личное творчество ее исполнителей — определить весьма трудно.
Копии ли это известных оригиналов или сами изобретали и обрабатывали свои композиции древнее мастера определить трудно.
Но по многим экземплярам ваз видно, что художник проводил черты не сразу, а видоизменял и улучшал первоначальный эскиз. Допускают, впрочем, что вазовая живопись порой воспроизводила те или другие картины знаменитых мастеров.
Ключевые слова: вазы, Эрмитаж
Дата: 2013.07.04 12:05
Просмотров: 19879
Скачиваний: 0
Оценка: 0.00 (0 Голосов)
Размер файла: 65.0 KB
Предыдущее изображение:
Ваза «Святая Лючия». Урбинская майолика

Профессиональная фотосъемка интерьеров, предметная фотосъемка   Следующее изображение:
Канделябр



Автор:
Комментарий:
Комментариев пока нет

Партнеры сайта: Copyright © 2002-2023 Rustam Taychinov
Powered by FORimages Copyright
© 2002 FORhomepages.de
Объявления:

Рыбалка в Питере