Казаки в лодке. Суриков В.И. |
Описание: |
Казаки в лодке. Этюд для картины 1895 г "Покорение Сибири Ермаком"
Картина написана в 1895 г. В настоящий момент находится в Русском музее в Санкт-Петербурге.
Василий Иванович Суриков. 1848 - 1916 гг.
Жанр исторической живописи в XIX веке был очень популярен. Как правило, картины на исторические темы, выстраивались по всем канонам классического искусства: красиво и гладко выписанные, они чем-то напоминали театрализованные постановки на исторические темы. С картиной Сурикова было иначе: подлинный XVII век, грозный и беспощадный, смотрел на зрителей с полотна. Художнику удалось достичь такой потрясающей силы выразительности, что не оставалось сомнений: "сам это видел".
Василий Иванович Суриков родился 12 января (24 по новому стилю) 1848 года в городе Красноярске в семье губернского регистратора Ивана Васильевича Сурикова. Семья принадлежала к старинному казачьему роду. "Предки его пришли в Сибирь вместе с Ермаком. Род его идет, очевидно, с Дона, где в Верхне-Ягирской и Кундрючинской станицах еще сохранились казаки Суриковы. Оттуда они пошли завоевывать Сибирь и упоминаются как основатели Красноярска".
"После того как они Ермака потопили в Иртыше, - рассказывал сам художник, - пошли они вверх по Енисею, основали Енисейск, а потом Красноярские остроги - так у нас места, укрепленные частоколом, назывались".
Имена Суриковых и Торгошиных (предков художника со стороны матери) упоминаются в списках бунтовщиков, выступивших против сибирского воеводы Дурново в конце XVII века.
Суриков всегда гордился своими предками и своей родиной - Сибирью
Очень немногим людям дано видеть и переживать исторические события с такой же силой, как и события собственной жизни, но только единицам дано не просто видеть и чувствовать эти события самим, ко и суметь донести свое видение до остальных. Это - избранники. К ним и принадлежал Василий Суриков.
Творчество крупнейшего исторического живописца В.И.Сурикова (1848-1916) сопоставимо по масштабу с наследием таких гигантов русской культуры, как А.А.Иванов, М.П.Мусогорский, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский. "Историческое ясновидение", психологическая глубина соединились в нем со стихийной мощью и красотой живописного воплощения.
Присущий Сурикову напряженный историзм объясняется и судьбой художника - уроженца сибирского города Красноярска,- принадлежавшего к старинному казачьему роду и усвоившего черты характера "ярых сердцем" земляков, хранивших еще в быту древние традиции. Таким образом, когда Суриков переехал в Петербург, где в 1869-1878 годах учился в академии художеств у П.П.Чистякова, контрасты и противоречия "двух Россий" - народной, почвенной и "европейской", петербургской,- стали для него и личной проблемой.
С 1877 года художник жил в Москве, где "вопрошая о прошлом" (слова художника) даже старые стены, работал над своими главными картинами, в которых проявилось его уникальное дарование живописца-симфониста, воплощающего на холсте не только облик, но дух, основную энергию исторических событий разных эпох жизни народа. Первая из этих полифонических картин-трагедий.
"Разумеется, Суриков - русский художник. Он не чувствует и не любит абсолютной красоты форм, и он в погоне за общим поэтическим впечатлением подчиняет чисто формальную сторону содержательной. Несомненно, это слабое место в его творчестве. Но уже за то ему спасибо, что он сумел пренебречь ложной, академически понятой красотой форм, а главное, за то, что он сумел, отдаваясь вполне своему вдохновению, найти что-то совершенно своеобразное, новое, как в рисунке, так и живописи и в красках. По краскам не только «Морозова», но все его картины прямо даже красивы. Он рядом с Васнецовым внял заветам древнерусских художников, разгадал их прелесть, сумел снова найти их изумительную, странную и чарующую гамму, не имеющую ничего похожего в западной живописи." (А.Н.Бенуа) |
|
Ключевые слова: |
Суриков, картина, холст, русский, музей |
Дата: |
2013.07.01 12:50 |
Просмотров: |
39317 |
Скачиваний: |
0 |
Оценка: |
0.00 (0 Голосов) |
Размер файла: |
153.8 KB |
|