Переход Суворова через Альпы в 1799 году. Суриков В.И |
Описание: |
Переход Суворова через Альпы в 1799 году. Суриков В.И
Переход Суворова через Альпы в 1799 году.
Картина написана в 1899 г. В настоящий момент находится в Русском музее в Санкт-Петербурге.
Василий Иванович Суриков. 1848 - 1916 гг.
Жанр исторической живописи в XIX веке был очень популярен. Как правило, картины на исторические темы, выстраивались по всем канонам классического искусства: красиво и гладко выписанные, они чем-то напоминали театрализованные постановки на исторические темы. С картиной Сурикова было иначе: подлинный XVII век, грозный и беспощадный, смотрел на зрителей с полотна. Художнику удалось достичь такой потрясающей силы выразительности, что не оставалось сомнений: "сам это видел".
Василий Иванович Суриков родился 12 января (24 по новому стилю) 1848 года в городе Красноярске в семье губернского регистратора Ивана Васильевича Сурикова. Семья принадлежала к старинному казачьему роду. "Предки его пришли в Сибирь вместе с Ермаком. Род его идет, очевидно, с Дона, где в Верхне-Ягирской и Кундрючинской станицах еще сохранились казаки Суриковы. Оттуда они пошли завоевывать Сибирь и упоминаются как основатели Красноярска".
"После того как они Ермака потопили в Иртыше, - рассказывал сам художник, - пошли они вверх по Енисею, основали Енисейск, а потом Красноярские остроги - так у нас места, укрепленные частоколом, назывались".
Имена Суриковых и Торгошиных (предков художника со стороны матери) упоминаются в списках бунтовщиков, выступивших против сибирского воеводы Дурново в конце XVII века.
Суриков всегда гордился своими предками и своей родиной - Сибирью
Очень немногим людям дано видеть и переживать исторические события с такой же силой, как и события собственной жизни, но только единицам дано не просто видеть и чувствовать эти события самим, ко и суметь донести свое видение до остальных. Это - избранники. К ним и принадлежал Василий Суриков.
Творчество крупнейшего исторического живописца В.И.Сурикова (1848-1916) сопоставимо по масштабу с наследием таких гигантов русской культуры, как А.А.Иванов, М.П.Мусогорский, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский. "Историческое ясновидение", психологическая глубина соединились в нем со стихийной мощью и красотой живописного воплощения.
Присущий Сурикову напряженный историзм объясняется и судьбой художника - уроженца сибирского города Красноярска,- принадлежавшего к старинному казачьему роду и усвоившего черты характера "ярых сердцем" земляков, хранивших еще в быту древние традиции. Таким образом, когда Суриков переехал в Петербург, где в 1869-1878 годах учился в академии художеств у П.П.Чистякова, контрасты и противоречия "двух Россий" - народной, почвенной и "европейской", петербургской,- стали для него и личной проблемой.
С 1877 года художник жил в Москве, где "вопрошая о прошлом" (слова художника) даже старые стены, работал над своими главными картинами, в которых проявилось его уникальное дарование живописца-симфониста, воплощающего на холсте не только облик, но дух, основную энергию исторических событий разных эпох жизни народа. Первая из этих полифонических картин-трагедий.
"Разумеется, Суриков - русский художник. Он не чувствует и не любит абсолютной красоты форм, и он в погоне за общим поэтическим впечатлением подчиняет чисто формальную сторону содержательной. Несомненно, это слабое место в его творчестве. Но уже за то ему спасибо, что он сумел пренебречь ложной, академически понятой красотой форм, а главное, за то, что он сумел, отдаваясь вполне своему вдохновению, найти что-то совершенно своеобразное, новое, как в рисунке, так и живописи и в красках. По краскам не только «Морозова», но все его картины прямо даже красивы. Он рядом с Васнецовым внял заветам древнерусских художников, разгадал их прелесть, сумел снова найти их изумительную, странную и чарующую гамму, не имеющую ничего похожего в западной живописи." (А.Н.Бенуа)
Переход Суворова через Альпы в 1799 году. 1899. ГРМ
Холст, масло. 495 х 373
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Инв. № Ж-4242
В. И. Суриков с исключительным талантом показал в своих работах героические подвиги народных масс в национальной истории. Художник трактует легендарный альпийский переход прежде всего как народный подвиг. Вместе с тем на полотне художественными средствами показана связь исторической личности с массами. Суворов выступает не в меньшей мере народным предводителем, чем Ермак или Степан Разин. Недаром Суриков в изображении полководца на коне, гарцующего у обрыва, исходил из образов народных сказок и солдатских песен. Суворов в суриковской трактовке – народный полководец, близкий к солдатской жизни.
Сюжет картины не требовал особого углубленного психологизма в трактовке персонажей. Все же они в картине очень разнообразны, и живописцу удалось передать в лицах, позах и жестах спускающихся по обледенелому обрыву солдат различные эмоциональные состояния. Общая композиция картины выразительно передает не только трудность спуска, но неудержимость низвергающейся солдатской лавины.
Интересно, что картина Сурикова была осуждена Верещагиным, знатоком военного дела, за многие ошибки. Солдаты не могли съезжать с горы, держа вверх штыки, конь не будет гарцевать перед пропастью и т. д. На это Суриков отвечал, что уход от прямой фактологии нужен ему во имя художественной правды, которая «выше правды жизни»: штыки — чтобы подчеркнуть и усилить впечатление падения в пропасть, гарцующий конь — для привлечения внимания к фигуре полководца.
В «Переходе Суворова через Альпы» Суриковым воспеты мужество российских воинов, их героизм и военная доблесть. |
|
Ключевые слова: |
Суриков, картина, русский, музей |
Дата: |
2013.07.01 12:50 |
Просмотров: |
50506 |
Скачиваний: |
0 |
Оценка: |
0.00 (0 Голосов) |
Размер файла: |
151.3 KB |
|