На главную / Фото Петербурга / Мариинский театр. Театр оперы и балета в Санкт-Петербурге.
Мариинский театр. Театр оперы и балета в Санкт-Петербурге.
|
Мариинский театр. Театр оперы и балета в Санкт-Петербурге. |
Описание: |
Мариинский театр. Театральная площадь, дом № 1
Мариинский театр является одним из самых старых театров России.
Мариинский театр ведет родословную, отсчитывает век от 1783 года, когда 12 июля был издан Указ об утверждении театрального комитета «для управления зрелищами и музыкой», а 5 октября – торжественно открыт Большой Каменный театр на Карусельной площади. Театр дал новое имя площади – она дошла до наших дней как Театральная.
Еще в 30-е годы 18 века в Петербурге ставили оперно-балетные придворные спектакли. Здания для постановок были деревянными и неказистыми. Первое здание Большого (Камерного) театра, (который впоследствии назовут Мариинским) было построено на Театральной площади в 80-х годах 18 века по распоряжению императрицы Елизаветы Федоровны.
Театр открылся в 1783 году оперой Дж. Паизиелло «Мир луны». С этого времени начинается история Мариинского театра.
Здание Большого театра неоднократно перестраивалось: в 1802 году – архитектором Ж. Тома де Томоном, в 1836 году – А. Кавосом. В 1847-1848 годах напротив Большого театра был построено здание цирка по проекту А. Кавоса. Здание было спроектировано таким образом, что в нем можно было давать и цирковые, и театральные представления. Оно простояло только десять лет, а потом сгорело во время сильного пожара. В течение года А. Кавосу удалось восстановить здание, но его планировка была несколько изменена, так что с тех пор оно предназначалось только для оперных и балетных постановок.
2 октября 1860 года считается второй датой рождения оперного театра в Санкт-Петербурге. Именно в этот день он торжественно открылся после восстановления оперой М. Глинки «Жизнь за царя». Тогда же он получил название Мариинского – в честь жены императора Александра II Марии Федоровны. По свидетельствам современников, Мариинский театр уже тогда был красивейшим театром в Европе. В 1885 году Большой театр на театральной площади был закрыт и превращен в Консерваторию. С тех пор все спектакли стали ставить на сцене Мариинского театра.
Зрительный зал, фойе, вестибюль и лестницы были пышно декорированы скульптурами, позолотой, мягкими драпировками, гармонично сочетающимися с голубой обивкой кресел и лож. С потолка в зрительном зале свисала огромная трехъярусная люстра с тысячами хрустальных подвесок. В этом же стиле были выполнены и канделябры, украшавшие зал.
Еще одной достопримечательностью Мариинского театра является занавес сцены, изготовленный в 1914 году по эскизам художника А. Головина. Первоначально он был выдержан в темно-красных тонах, но в 1952 году цветовая гамма занавеса была заменена на сине-голубую - в тон обивке мебели. В начале 20 века декорации для спектаклей в Мариинском театре создавали знаменитые художники А. Бенуа и В. Серов.
За последние 20 лет 19 века Мариинский театр дважды перестраивался. В 1884-1886 годах архитектор В. Шретер перестроил закулисные помещения В 1885 году, когда перед закрытием Большого театра на сцену Мариинского переносится большая часть спектаклей, главный архитектор императорских театров Виктор Шретер пристраивает к левому крылу здания трехэтажный корпус для театральных мастерских, репетиционных залов, электростанции и котельной.
В 1894-1896 годах инженер Н. Смирнов реконструировал зрительный зал. Эти работы позволили улучшить акустические условия сцены и зрительного зала .В 1894 же году под руководством Шретера деревянные стропила были заменены стальными и железобетонными, надстроены боковые флигели, расширены зрительские фойе. Подвергся реконструкции и главный фасад, обретший монументальные формы. Изменения коснулись всего внешнего вида театра. К нему был пристроен корпус с просторным вестибюлем, фойе и парадными лестницами. Кроме того, к началу 20 века сложился неповторимый облик интерьеров Мариинского театра, принесший ему не меньшую славу, чем талант русских оперных певцов и композиторов.
За более чем два столетия своей истории Мариинский театр подарил миру многих великих артистов: здесь служил выдающийся бас, основоположник российской исполнительской оперной школы Осип Петров, оттачивали свое мастерство и достигли вершин славы такие великие певцы, как Федор Шаляпин, Иван Ершов, Медея и Николай Фигнер, Софья Преображенская. Блистали на сцене артисты балета: Матильда Кшесинская, Анна Павлова, Вацлав Нижинский, Галина Уланова, Рудольф Нуреев, Михаил Барышников. Начинал свой путь в искусство Джордж Баланчин. Театр был свидетелем расцвета таланта гениальных художников-декораторов, таких как Константин Коровин, Александр Головин, Александр Бенуа, Симон Вирсаладзе, Федор Федоровский. И многие, многие другие.
Возглавивший балетную труппу театра в 1869 году Мариус Петипа продолжил традиции своих предшественников Жюля Перро и Артюра Сен-Леона. Петипа ревностно сохранял такие классические спектакли, как «Жизель», «Эсмеральда», «Корсар», подвергая их лишь бережной редакции. Поставленная им «Баядерка» впервые принесла на балетную сцену дыхание крупной хореографической композиции, в которой «танец уподобился музыке». Счастливая встреча Петипа с Чайковским, утверждавшим, что «балет – та же симфония», привела к рождению «Спящей красавицы» – подлинной музыкально-хореографической поэмы. В содружестве Петипа и Льва Иванова возникла хореография «Щелкунчика». Уже после смерти Чайковского «Лебединое озеро» обрело вторую жизнь на сцене Мариинского театра – и вновь в совместной хореографии Петипа и Иванова. Свою репутацию хореографа-симфониста Петипа упрочил постановкой балета Глазунова «Раймонда». Его новаторские идеи были подхвачены молодым Михаилом Фокиным, поставившим в Мариинском театре «Павильон Армиды» Черепнина, «Лебедя» Сен-Санса, «Шопениану» на музыку Шопена, а также балеты, созданные в Париже – «Шехеразаду» на музыку Римского-Корсакова, «Жар-птицу» и «Петрушку» Стравинского.
В 1886 году балетные спектакли, до этого времени продолжавшие идти на сцене Большого Каменного театра, были перенесены в Мариинский театр. А на месте Большого Каменного возвели здание Санкт-Петербургской консерватории.
Правительственным декретом 9 ноября 1917 года Мариинский театр был объявлен Государственным и передан в ведение Наркомпроса. В 1920 году его стали именовать Государственным академическим театром оперы и балета (ГАТОБ), а с 1935 года ему было присвоено имя С. М. Кирова. Наряду с классикой прошлого века на сцене театра в 20-е – начале 30-х годов появляются современные оперы – «Любовь к трем апельсинам» Сергея Прокофьева, «Воццек» Альбана Берга, «Саломея» и «Кавалер розы» Рихарда Штрауса; рождаются балеты, утверждающие популярное в течение десятилетий новое хореографическое направление, так называемый драмбалет – «Красный мак» Рейнгольда Глиэра, «Пламя Парижа» и «Бахчисарайский фонтан» Бориса Асафьева, «Лауренсия» Александра Крейна, «Ромео и Джульетта» Сергея Прокофьева и др.
Последней предвоенной оперной премьерой Кировского театра был вагнеровский «Лоэнгрин», второй спектакль которого закончился поздним вечером 21 июня 1941 года, но назначенные на 24 и 27 июня спектакли заменили на «Ивана Сусанина».
Здание Мариинского (в то время Кировского) театра было повреждено бомбой 19 сентября 1941 года. Но его быстро восстановили.
Во время Великой Отечественной войны театральная труппа быал эвакуирована в Пермь, где состоялись премьеры нескольких спектаклей, в том числе премьера балета Арама Хачатуряна «Гаянэ». По возвращении в Ленинград театр открыл сезон 1 сентября 1944 года оперой Глинки «Иван Сусанин».
В 50-70-е гг. в театре были поставлены такие знаменитые балеты, как «Шурале» Фарида Яруллина, «Спартак» Арама Хачатуряна и «Двенадцать» Бориса Тищенко в хореографии Леонида Якобсона, «Каменный цветок» Сергея Прокофьева и «Легенда о любви» Арифа Меликова в хореографии Юрия Григоровича, «Ленинградская симфония» Дмитрия Шостаковича в хореографии Игоря Бельского, одновременно с постановкой новых балетов в репертуаре театра бережно сохранялась балетная классика. В оперном репертуаре наряду с Чайковским, Римским-Корсаковым, Мусоргским, Верди, Бизе появились оперы Прокофьева, Дзержинского, Шапорина, Хренникова.
В 1968–1970 гг. была осуществлена генеральная реконструкция театра по проекту Саломеи Гельфер, в результате которой левое крыло здания было «вытянуто» и приобрело нынешний вид.
Важным этапом в истории театра в 80-е годы стали постановки опер Чайковского «Евгений Онегин» и «Пиковая дама», осуществленные возглавившим театр в 1976 году Юрием Темиркановым. В этих постановках, которые до сих пор сохраняются в репертуаре театра, заявило о себе новое поколение артистов.
В 1988 году главным дирижером театра стал Валерий Гергиев. 16 января 1992 года театру было возвращено его историческое название – Мариинский. А в 2006 году труппа и оркестр театра получили в своё распоряжение построенный по инициативе художественного руководителя-директора Мариинского театра Валерия Гергиева Концертный зал на улице Декабристов, 37. |
|
Ключевые слова: |
Мариинский, театр, Санкт-Петербург, Мариинка, балет, опера |
Дата: |
2012.11.12 18:08 |
Просмотров: |
39311 |
Скачиваний: |
3 |
Оценка: |
0.00 (0 Голосов) |
Размер файла: |
186.9 KB |
|