Атланты Эрмитажа |
Описание: |
В 1740-х годах на этом участке по Миллионной улице находился дом начальника придворной конторы при императрице Елизавете Петровне Д. А. Шепелева. В 1760-х годах здесь разместили Пажеский корпус, одним из выпускников которого являлся А. Н. Радищев.
В конце XVIII века дом Шепелевых был реконструирован по проекту И. Е. Старова. Здание было надстроено, помещения перепланированы. В 1777 году здесь поселился Г. А. Потёмкин. В 1810 году Пажеский корпус переехал отсюда на Садовую улицу, во дворец Воронцовых.
В 1827 году в этот дом переселился В. А. Жуковский, один из воспитателей наследника престола. Здесь он жил до 1839 года, после окончаний курса воспитания Жуковский уехал из России.
В 1839-1852 годах на этом участке по проекту Лео фон Кленце было построено первое в России специальное здание для художественного музея. Главный архитектор не жил в России, приезжал на стройку только при крайней необходимости. На месте работами руководили архитекторы В. П. Стасов и Н. Е. Ефимов. Первоначально планировалось устроить главный фасад со стороны Зимнего дворца . Однако уже во время строительства появилось распоряжение об устройстве главного входа со стороны Миллионной улицы. Готовые оконные проёмы со стороны Зимнего дворца заложили кирпичом, проёмы оставили для размещения в них статуй. Тогда же был создан парадный портик. До 1930-х годов он был главным входом в Эрмитаж. 10 атлантов у входа создал скульптор Александр Иванович Теребенёв по рисунку, на котором Кленце изобразил статуи античного храма на Сицилии.
28 статуй на фасаде здания изображают мастеров искусств древнего мира. Латинским алфавитом указаны их имена.
Фасад здания украсили эмблемы искусств и статуи знаменитых художников. Вход в "жилище муз" охраняют атланты: десять гранитных статуи, поддерживающих своды портика.
Новый Эрмитаж является неотъемлемой частью единого архитектурного ансамбля - резиденции и одного из известнейших музеев мира – Государственного эрмитажа.
В 30-е годы XIX века возникла идея ,которая была продиктована временем. Предполагалось строительство нового, специального здания для эрмитажных коллекций и создания в нем общедоступного музея.
В начале XIX века в Европе появились первые публичные музеи, созданные на основе дворцовых и частных собраний. Это было знаком постепенной демократизации европейской культуры в годы, последовавшие за падением наполеоновской империи.
Все эти передовые идеи находили отклик и в русском образованном обществе: в южных районах России - в Николаеве, Феодосии, Одессе, Керчи, - где были сделаны сенсационные открытия античных и скифских памятников культуры, возникали первые археологические музеи; на страницах журналов все чаще высказывалась мысль о создании национального музея истории и искусства.
Одновременно с восстановлением Зимнего дворца после пожара 1837 года император Николай I решил построить новое здание Эрмитажа и открыть в нем публичный музей, доступный для всех любителей искусства.
Проект здания, получившего позднее официальное наименование Новый Эрмитаж, был заказан баварскому архитектору Лео фон Кленце, имевшему опыт строительства музейных зданий: он построил в Мюнхене здания Пинакотеки и Глиптотеки, которые в 1838 году посетил Николай I.
Новый Эрмитаж строился с 1842 по 1851 год. Строительство велось под наблюдением архитекторов В.П.Стасова и его помощника Н.Е.Ефимова. В.П.Стасов внес несколько важных изменений в первоначальный проект, которые позволили при возведении Нового Эрмитажа сохранить старые здания екатерининского времени.
Жакотте Л.ЖЗнаток и почитатель античности, Лео фон Кленце в своем проекте Нового Эрмитажа опирался на традиции древнегреческой архитектуры: простые и четкие формы, гладкие стены, прорезанные прямоугольными окнами, скупость украшений напоминают о величественных и строгих храмах Древней Греции. Храмом Искусств должен был стать и Новый Эрмитаж.
Двери Нового Эрмитажа раскрылись перед первыми посетителями 5 февраля 1852 года, в день торжественного открытия Императорского музея. Праздник начался спектаклем в Эрмитажном театре, а завершился ужином в залах Нового Эрмитажа, где на блеск и роскошь Императорского двора со стен глядели персонажи старинных картин.
В первые годы существования Императорского музея в здании Нового Эрмитажа, доступ в него был весьма строго регламентирован.
Новый Эрмитаж - Музей, по определению императора Николая I, был "частью и продолжением царской резиденции".Вход в него осуществлялся по пригласительным билетам, которые выдавались в Придворной конторе Министерства Императорского двора.
Довольно долго, почти до самого конца царствования Николая I, сохранялось распоряжение о допуске мужчин только в мундирах и фраках, а всех дам - в придворных платьях.
Работал музей ежедневно, кроме воскресений и больших праздников, по 2-3 часа в день. При этом днем, с половины первого до двух часов, посетители в музеи не допускались, так как "в сие время Его величество изволит сам посещать каждодневно Эрмитаж".
Однако уже к концу царствования Николая I вход в музей стал свободнее, а при преемнике Николая, Александре II, первый в истории Эрмитажа его директор С.А.Гедеонов добился разрешения царя на свободный и бесплатный допуск в Эрмитаж всех желающих. До конца 1930–х годов вход в Государственный Эрмитаж был именно со стороны Нового Эрмитажа.
В зале "Большой вазы" находится знаменитая Колыванская ваза. Она является самой тяжёлой каменной вазой в мире. Её чаша монолитна. Размеры вазы таковы, что её было необходимо устанавливать до возведения стен Нового Эрмитажа.
При строительстве здания В. П. Стасовым была воссоздана лоджия Рафаэля - галерея созданная на набережной Зимней канавки в 1783-1792 годах Д. Кваренги. Она является копией той, что в 1516-1518 годах под руководством Рафаэля расписали его ученики в Ватиканском дворце.
В одном из залов Нового Эрмитажа находится статуя Венеры Таврической. Её обнаружили в Риме во время раскопок в 1718 году, Петром I она была выкуплена и привезена в Санкт-Петербург. Первоначально она стояла в Летнем саду, затем украшала дворец князя Потёмкина-Таврического. От имени князя Венера и стала также именоваться Таврической. С постройкой Нового Эрмитажа она переселилась в его залы.
29 декабря 1941 года в портик попал немецкий снаряд, на торсе одного из атлантов появилась "рваная рана". Однако атлант продолжил держать полуразрушенный портик. |
|
Ключевые слова: |
Атланты, Эрмитаж, ночь |
Дата: |
2012.08.10 01:31 |
Просмотров: |
45450 |
Скачиваний: |
6 |
Оценка: |
0.00 (0 Голосов) |
Размер файла: |
99.3 KB |
Автор: |
Комментарий: |
2013.04.05 01:02
|
|
2013.04.30 10:56
|
|
|