Описание: |
Наименование образа связано с пророчеством Исаии, исполнившимся в Рождестве Христовом.
Необходимость икон данного типа вызвана, вероятно, ответом Церкви на ересь Нестория, отрицавшую Божество Иисуса до Крещения.
Имя Эммануил присваивается любым изображениям Христа-отрока — как самостоятельным, так и в составе композиций икон Богородицы с Младенцем, Отечества, Собора Архангелов и др.
Отрок Христос изображается отмеченым печатью духовной зрелости. Передача детей как маленьких взрослых вообще характерна для иконописи, но взгляду Эммануила свойственна особая не детская серьёзность. Упор на детские черты и «живоподобие» Младенца Христа проявляется с XIV в. под влиянием западной живописи
ЭММАНУИЛ или ЕММАНУИЛ (др.-еврейский. Immanu’el — "С нами Бог") — имя, произнесенное пророком Исайей: "Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил" (Ис. 7:14). Это пророчество повторено в Новом Завете (Мф. 1:23).
В византийском и древнерусском искусстве образ Спаса Эммануила формировался с XI в. в опровержение еретического учения константинопольского патриарха Нестория (?—450) о том, что Божественное начало воплотилось в Христе не в момент Непорочного зачатия, а только после Его Крещения в водах р. Иордан, то есть во взрослом возрасте (несторианство осуждено на Эфесском соборе 431 г.). Поэтому Христа Эммануила изображают отроком (ребенком), но со взрослым, серьезным выражением лица, как доказательство его исключительного положения от рождения. |
|